Как живет частная авиация в Приамурье

Десятки заброшенных аэродромов в регионе содержатся силами энтузиастов. А официально зарабатывать пилотам-одиночкам не разрешают

Большая авиация в общем-то здравствует и поныне, а вот с малой – проблемы. Как рассказала руководитель проекта спортивно-туристического комплекса «Аэроград «Приамурье» пилот-инструктор Лариса Касьян, в советское время на территории Приамурья работало 38 аэродромов. Сейчас из них используется примерно треть. Официально открыты всего восемь.

Брошены и забыты?

Причем «официально открыты» с некоторым уточнением – речь о тех площадках, которые подчиняются Минобороны или гражданским операторам. Существует отдельное предприятие «Аэропорты Дальнего Востока» – оператор амурских аэродромов в Тынде, Зее и Экимчане, a также посадочных площадок в Береговом, Бомнаке, Горном, Октябрьском, Февральске и Хвойном.

По существующим правилам, пилот может посадить самолет в любую подходящую точку – хоть лужайка подходящих размеров, хоть нефункционирующий аэродром возле села. Профназвание – «посадка на площадку, подобранную с воздуха», и этому специально учат. И те самые заброшенные аэродромы играют большую роль для частных пилотов и малой авиации.

– Хотелось бы, чтобы все аэродромы продолжали свою жизнь, – говорит Лариса Александровна. – Если точка, даже заброшенная, пригодна для посадки, она используется и авиалесоохраной, и частными компаниями, и частными пилотами. Мы по мере сил поддерживаем и жизнедеятельность этих площадок, и связь в таких точках. Заправиться здесь топливом, переночевать, попутно доставить необходимое или довезти срочно врача. Всякое было…

Живут такие площадки исключительно силами (в том числе, финансовыми) энтузиастов. Летом площадки нужно выкашивать, зимой – убирать там снег, обеспечивать элементарную пожарную безопасность, содержать в рабочем состоянии ветроуказатель и посадочные знаки…

– Этим занимаются, как правило, пожилые авиаторы, которые до сих пор сердцем в небе – эта «болезнь» никогда не проходит, – рассказала Лариса Касьян.

По закону, частный пилот не может зарабатывать. Можно, конечно, получить лицензию эксплуатанта, организовать маленькую, но свою авиакомпанию, но это уже другие масштабы. Пока что люди становятся частными пилотами в «довесок» к основному занятию.

– Малая авиация сейчас обеспечивает свои интересы. Большая часть тех, кого мы учим, – либо состоявшиеся бизнесмены, либо желающие строить карьеру в авиации. Обычно люди, получившие у нас свидетельство частного пилота, имеют маленькие частные самолеты и летают по вопросам бизнеса. У кого-то сеть магазинов в регионе, у кого-то строительные и лесоучастки, дорожные работы и инспекционные вопросы. А самолет – лучший способ везде успеть, – говорит Лариса Касьян.

Тем не менее частные авиаторы вполне способны решать важные государственные и социальные задачи.

– Доставка продуктов, срочных мелких грузов, медикаментов, узких специалистов (адвокатов, геодезистов и прочих), быстрое оказание медпомощи – очень актуальный вопрос с нашими расстояниями. В общем, направлений, где эффективно может работать частная авиация, полно. И площадок для реализации всех задумок достаточно, – уверена пилот-инструктор.

Сейчас частные пилоты ждут новых федеральных авиаправил и надеются на то, что поправки позволят наконец владельцам маленьких самолетов не вариться в собственном соку, а принимать полноценное участие в жизни области и страны.

Нужны кадры

Еще одна немаловажная проблема нынешней авиации – ее стремительное старение. Так, средний возраст авиамеханика – 63 года.

– Профессия обеднела, все авиационное сообщество обеспокоено отсутствием таких специалистов, которым можно доверить человеческую жизнь, – говорит Лариса Касьян. – А еще, помимо рук и навыков, важна и идеология отрасли. Зачастую на встречах или экскурсиях с детьми говорю им, что это возможно, и вы сами можете быть пилотами, штурманами, инженерами, диспетчерами, но встречаю столько недоумения и неверия. Удивляются, что мы действительно летаем, что я не просто хожу в форме пилота.

По мнению авиатора, стране нужна система взращивания кадров. Для этого нужно уже для ребенка создать тактильный интерес, мотив, зависимость в конце концов. Не зря люди, которые сейчас работают в авиации, говорят: «я жил рядом с аэродромом», «я ходил с папой на работу», «я летал с папой», «я ходил с мамой в аэропорт продавать билеты». Есть профориентационные игры, экскурсии, тренажеры, легенды, люди, которые готовы поделиться опытом, – нужно использовать все варианты.

– Нужно и внимание со стороны властей, нужна система, – уверена Лариса Александровна. – Не так уж много денег требуется для организации хорошего технического клуба с грамотными специалистами (группка людей, заряженных идеей, способна на многое). В нашей области есть все условия для этого. Ежегодно проводимые нашей организацией проекты авиатематики доказывают – авиация интересна.

 

Источник новости: http://2×2.su/society/article/kak-zhivet-chastnaya-aviaciya-v-priamure-143866.html