При покупке-продаже недвижимости обеим сторонам приходится собирать массу документов, среди которых – справка о зарегистрированных в этом жилье людях. Совсем недавно у благовещенцев не возникало с этим никаких проблем: справки исправно выдавал МФЦ. Однако 15 июня в силу вступил приказ МВД № 984, и многофункциональный центр перестал предоставлять столь необходимую бумагу. В теории перенять эстафету должны были управляющие компании, однако и у них не оказалось на руках актуальной информации. Получить достоверную справку стало попросту невозможно.
Как было раньше
Как объяснили в администрации Благовещенска, до недавних пор прописка и выписка из квартиры регулировалась регламентом шестилетней давности, утверждённым ещё Федеральной миграционной службой. Именно в нём было написано, что данные о регистрации заносятся не только в паспорт, но и в поквартирную карточку или книгу. На основании этих карточек (а ещё агентских договоров, заключённых с управляющими организациями) и работал многофункциональный центр.
Однако некоторое время назад регистрационным учётом вместо миграционной службы стало заниматься Министерство внутренних дел Российской Федерации. В связи с этим оно утвердило собственный административный регламент и убрало из списка необходимых процедур внесение информации в поквартирные карточки. Такого документа больше не будет.
Что пошло не так
Приказ об утверждении нового регламента был подписан в последний день прошлого года. Оставалось ещё шесть месяцев, чтобы подготовиться к последствиям: наладить взаимодействие между многофункциональными центрами и управляющими организациями, выработать единую поквартирную базу зарегистрированных жильцов. Однако этого не произошло.
– Поскольку регламентом МВД ведение поквартирных карточек не предусмотрено, МФЦ города Благовещенска были расторгнуты заключённые с управляющими организациями агентские договоры. Имеющаяся картотека была передана в управляющие организации. В отсутствие картотеки документов регистрационного учета МФЦ не располагает информацией о регистрации граждан в жилых помещениях. Ведение такой документации к функциям многофункциональных центров не относится, – разъясняют в мэрии.
Получается, у многофункционального центра банально нет данных, чтобы предоставлять необходимые при покупке или продаже квартиры справки. Теперь они есть в управляющих организациях. Вот только в этих карточках содержится информация по состоянию на 14 июня 2018 года. Если после этой даты из квартиры выписался или в ней прописался какой-то человек, в картотеке это не зафиксировано.
– У миграционной службы таких сведений тоже нет – они могут выдать на руки заявителю только адресную справку, так как учет у них ведется по каждому конкретному человеку, а не по квартирам. Мы бы смогли сформировать собственную базу и выдавать справки, если бы при регистрации люди обращались только к нам. Но проблема в том, что регистрация граждан является государственной услугой. По закону передавать необходимые для этого документы могут и многофункциональные центры, и управляющие компании. И, как показывает практика, люди предпочитают обращаться в государственное учреждение, в данном случае это многофункциональный центр города Благовещенска, – рассказывает заместитель директора управляющей компании «Евросервис» Татьяна Гричинюк.
Чем это грозит
Исчезновение поквартирных карточек обернулось проблемами для «управляек», но для покупателей и продавцов квартир стало настоящей катастрофой. По словам юриста, специалиста в сфере недвижимости Виталия Злочевского, сейчас справки о зарегистрированных в объекте недвижимости людях выдаёт лишь часть управляющих компаний.
– Отсутствие этих справок чаще всего вызывает невозможность получения согласования на приобретение объекта недвижимости в банке. То есть нарушены права покупателя, поскольку он лишён права свободного выбора для покупки. Также нарушены права банков, поскольку у них существенно уменьшается потенциал ипотеки. В-третьих, нарушены права продавца – не по его вине объект не могут купить, – уточняет Виталий Васильевич.
В свою очередь, поясняет юрист, приобретение квартир без справок чревато возникновением впоследствии ситуаций, когда кроме покупателя в квартире будут зарегистрированы иные лица.
– Большую часть третьих лиц можно снять с учёта по суду, но есть категории лиц, с которыми сделать это сложно или даже невозможно. Кроме того, суд – это время, нервы и деньги.
Из-за возникших сложностей срываются сделки. Люди теряют возможность купить приглянувшуюся квартиру. И продавать жильё в ипотеку становится всё труднее.