Об особенностях ведения семейного бизнеса, о том, как общее дело еще больше сближает и вдохновляет на подвиги, которым, казалось, изначально взяться было неоткуда – в интервью с руководителем компании по производству изделий из стекла и нержавеющей стали «Акрос»
Даже там, где дело идет на спад, при правильном подходе и поддержке со стороны близкого человека можно достичь невероятных высот. Нужно лишь ни в коем случае не сдаваться и постоянно искать пути развития. И тогда, по опыту руководителя компании по производству изделий из стекла и нержавеющей стали «Акрос», даже невозможное становится возможным.
Почти обанкроченное «наследство»
– Наталья Анатольевна, ваш бизнес довольно редок, такие компании не встретишь на каждом углу. Как пришла идея производить закаленное стекло и изделия из него?
– Изначально отец моего мужа занимался изготовлением автостекла. Для его производства мой свекор в компании со своим приятелем собственноручно изобрели муфельную печь. Все это началось в лихих 90-х, когда в стране все разваливалось и предприятия закрывались. Отец мужа остался тогда без работы на птицефабрике и, чтобы прокормить семью, пошел на риск – открыл свое дело.
Все шло неплохо, поскольку на автостекло был спрос: в это время в Благовещенске начали появляться японские машины. Однако в 2000-х годах, с появлением китайского товара на местном рынке, дело пошло на спад. Примерно в это же время птицефабрику, где работал свекор, выкупило частное лицо, и было принято решение вернуться на прежнее место работы. А дело, которому в перспективе предстояло сойти на нет, отдали нам с мужем Юрием. Однако мы не сдались и вложили в него всю душу.
– Если бизнес тогда пошел на спад, что вам оставалось делать, какие меры пришлось принимать?
– Конечно, нужно было как-то выходить из сложившегося положения, и мы стали активно думать, что вообще можно сделать. Изучили опыт предпринимателей из центральных регионов России и решили расширить свой ассортимент. С 2006 года стали запускать стеклянные перегородки, ограждения, двери, мебель, аквариумы и т. п.
В то время в Амурской области мы оказались первыми, кто мог предоставить такой ассортимент товаров подобного качества и абсолютно разных форм. Наше закаленное стекло выдерживает все ГОСТы, оно сертифицированное. Работаем в большинстве случаев по индивидуальным заказам, хотя в планах есть выход на поточное производство, поскольку появились новые возможности.
Не так давно мы закупили новый станок – 3D-принтер. Он наносит на стекло специальную пленку и придает еще большую безопасность. Даже после мощного удара осколки не рассыплются на мелкие частички, а останутся на самой пленке.
Что дал 3D-принтер в плане расширения ассортимента? Все свои изделия мы можем изготавливать теперь в более красочном виде. Панно, кухонные фартуки, картины, вставки для мебели, полы и потолки теперь могут выглядеть невероятно красиво. Конечно, такие объекты всегда являются изюминкой интерьера. А поскольку мы довольно часто работаем с дизайнерами, которые призваны воплощать в жизнь эксклюзивные проекты, теперь с новым оборудованием мы готовы предоставить больше возможностей для реализации самых смелых задумок.
Но и это не все. В планах изготовление стеклянных плиток для облицовки фасадов зданий. Это будет новинкой для Приамурья. Помимо этого, совсем скоро в цехе мы начнем производить бронированное стекло. Изготовленное специальным образом, оно не теряет своей прозрачности, но приобретает очень большую прочность, становится пуленепробиваемым.
– Как вы сертифицируете свои изделия?
– Мы делаем это в Санкт-Петербурге. Либо отправляем туда образцы, либо, если требуется сертифицировать что-то глобальное, к примеру, какую-то конструкцию, приглашаем специалистов сюда, в наш город. Естественно, это обходится совсем недешево, но в противном случае прогресса и движения вперед не получится.
– Работаете только со стеклом?
– Нет, мы работаем с нержавеющей сталью, и, поскольку этот материал требует к себе тоже только профессионального подхода, в свое время пришлось искать хороших сварщиков. Сейчас у нас уже есть две бригады специалистов. Их мы взращивали самостоятельно – отправляли на обучение, все они получили удостоверения.
Руковожу со школьной скамьи
– Сколько человек насчитывает ваш коллектив?
– Он небольшой. Вместе с руководящим составом у нас 15 человек. И этого вполне достаточно, чтобы делать красивые вещи и выполнять большие заказы. Изредка бывает, что для сторонних работ привлекаем помощников, но это тоже хорошо знакомые нам люди.
– Из разговора следует, что большинство работ предполагает наличие именно мужских рук. Это так?
– Да. Большая часть коллектива – это как раз мужчины. Работается с ними по-разному (улыбается). Не стану скрывать: рабочие моменты иногда с моей стороны решаются и крепким словцом, и даже стуком кулака по столу. Всякое бывает… Хотя технической стороной процессов по большому счету занимается муж, а с ним никто не спорит.
– Но работники вас воспринимают как начальника?
– Конечно, меня еще со школы так воспринимают, с первого класса. В школе я была председателем совета дружины, затем секретарем комсомольской организации, поэтому способность руководить у меня развита очень давно.
Конкурентов нет, есть партнеры
– Что вы можете сказать об отношениях с конкурентами?
– Я считаю, что их как таковых у «Акроса» нет. Конечно, в городе есть еще одна серьезная компания, которая занимается стеклом. Когда она появилась, мой муж помогал им запустить в работу оборудование, потому что оно хоть и было заводским, но кое-чего в нем не доставало. Мы поделились своими знаниями.
– Зачем вам это нужно, они ведь, по сути, соперники?
– Дело в том, что их оборудование позволяет закаливать стекло большей площади. И когда нам приходит заказ, но мы не укладываемся в размеры, привлекаем к работе своих партнеров, по-другому их не назовешь. Все это, в конечном итоге, позволяет нам дать клиентам возможность сэкономить приличную сумму денег, поскольку заказ аналогичного товара, к примеру, люков для спецтехники, из-за границы обойдется в разы дороже. Мы готовы предоставить товар отличного качества за доступную цену. Ведь производство находится в Благовещенске, и на транспортировку и «растаможку» тратить много средств не приходится.
– Насколько часто вы участвуете в различных выставках, ярмарках?
– Стараемся принимать активное участие там, где есть смысл себя показать. Третий год подряд обустраиваем свое экспоместо на «
– Вложения оправдывают себя?
– Конечно. Это прекрасная возможность для привлечения клиентов. После масштабных мероприятий у «Акроса» появляется множество дополнительных заказов.
– Почему тогда некоторые компании заявляют, что не видят результата от своего пребывания на подобных выставках?
– Потому что все зависит от того, как себя преподнесешь, и от самой
– Помимо ярмарок и выставок в бизнес-среде сейчас очень модным считаются походы на тренинги по личностному росту. Вы их посещаете?
– Чаще отправляем кого-то из коллектива на такие тренинги либо находим подходящий нам вебинар в интернете. Лично у меня на это времени категорически не хватает. Я больше озабочена тренингами и учебами, которые затрагивают непосредственно работу: нововведения по бухгалтерскому делу, а также все, что касается именно специфики нашей деятельности.
– Насколько ваша продукция доступна населению, или позволить себе элементы интерьера из стекла могут только состоятельные люди?
– Заоблачных цен у нас нет. Это объясняется опять-таки собственным производством. Поэтому порадовать себя эксклюзивными элементами в интерьере при желании могут многие. Все больше поступает заказов на стеклянные полы, которые привлекают своей красотой и простотой в уходе. Потолки и «парящие» кровати тоже нередко заказывают.
– Что такое «парящая» кровать?
– Это кровать из прочного закаленного стекла, которая за счет своей прозрачности выглядит очень воздушно в интерьере, совершенно его не перегружает. Поскольку ножки у конструкции прозрачные, получается эффект «парящей» кровати, она будто бы зависает над поверхностью пола.
Муж – мудрый человек
– У вас бизнес семейный. Насколько это тяжело – сначала взаимодействовать на работе, потом прийти домой и вместе решать другие дела?
– Мы познакомились, когда мне было 17 лет, а Юре 19. Примерно через год уже сыграли свадьбу. И до сих пор вместе. Не сдаемся ни перед какими трудностями и не собираемся это делать в дальнейшем. Нацелены только на развитие: приобретаем новое оборудование, расширяемся. Муж у меня молодец. Он умеет уступать, хотя я понимаю, что ему это может даваться иногда очень тяжело. Я бываю вспыльчивой, приходится меня успокаивать, но у Юры хватает такта сделать это правильно. Вообще могу сказать, что общий
– А ведь в вашей семье четверо детей. Вы вообще успеваете отдыхать?
– Наши старшие дочки уже самостоятельные. Одна живет с молодым человеком, вторая работает гидом и очень часто находится в Китае. Еще одна дочка, помладше, учится в школе, ей 12 лет, сын ходит в детский сад. Конечно, когда старшие дочки были еще маленькие, бывали тяжелые периоды. Приходилось и ночами работать, мы с мужем совсем не высыпались. Бабушек у нас, к сожалению, нет, поэтому с Юрой всегда справлялись со всеми трудностями сами.
Уехать куда-то на море отдыхать всей семьей – такое, конечно, бывает, но очень редко. Муж любит отдыхать исключительно в России. Владивосток – самый лучший для него вариант, но чаще всего у нас получается отдых краткосрочный. Мы любим собираться семьей, с детьми. Собираем друзей и уезжаем, к примеру, на «Золотые пески» в Зейский район. У нас в Амурской области прекрасная природа, здесь есть чем полюбоваться…
Проекты, которыми мы гордимся
– Есть несколько очень объемных работ, которые достойно вписались в историю нашей компании.
- Торговый центр «Ледяной». Все, что оборудовано внутри из стекла, – дело наших рук. Проект был просто огромный! Заказ поступил в 2015 году, и на его воплощение у нас ушло два месяца. При этом привлекать дополнительных специалистов нам не пришлось.
- Космодром «Восточный». Был выполнен большой заказ по изготовлению и установке ограждений из нержавеющей стали с закаленным стеклом.
- Нижнебурейская ГЭС. Над этим проектом работа ведется уже на протяжении трех лет. Из нержавеющей стали изготовлена масса ограждений, турникетов, сделано обустройство балконов.
Самый странный заказ
– Уже второй год подряд нам поступает заказ сделать кубы из стекла, причем от разных заказчиков. В прошлый раз запрос был из Новосибирска, потому что там не нашлось умельцев, готовых воплотить задумку в реальность. Мы до сих пор не знаем, для чего эти кубы нужны, и перенаправляем заказ одному стекольщику. Делаем это не потому, что у нас нет возможности изготовить конструкции. Просто заказ поступает именно тогда, когда мы работаем над большим и срочным проектом, и на изготовление небольших заказов просто не остается времени, а клиента расстраивать не хочется.
Источник новости: http://2×2.su/rest/news/natalya-haricheva-biznes-ochen-silno-splotil-moyu–134827.html