Несостоявшийся учитель и бывший преподаватель немецкого языка рассказали, от чего им пришлось отказаться в мирской жизни и что они приобрели, служа в церкви
Дорога к Богу у каждого человека своя. Но это всегда дорога любви. Портал 2×2.su поговорил со священнослужителями и выяснил, почему они выбрали церковь.
«Испытывая внутреннее опустошение, потянулся к Богу»
В семье протоиерея Валерия Сырцова, секретаря Благовещенской епархии, никогда не говорилось о Боге. Его родители-военнослужащие не были атеистами, просто эта тема не обсуждалась, поэтому он рос вдали от религии. Но, как иногда это бывает, в церковь люди приходят, когда происходят какие-то жизненно важные события, какие-то переломные моменты.
– У меня не было такого, чтобы все буквально рушилось, но жизньстала казаться какой-то бессмысленной: деньги заработали – спустили, нет
цели, нет смысла, для чего все это, каждый день одно и то же. К 28 годам я испытывал какое-то внутреннее опустошение. Случайно встретил знакомого, и он меня очень удивил: сходи, говорит, в церковь. Пришел раз, и как-то сразу душа легла. Это был храм на улице Горького, тогда он был единственным в Благовещенске. После этого меня стало туда тянуть, особенно по вечерам, когда людей мало, служба идет тихая, неспешная. Я часто сидел на лавочке до самого закрытия. И однажды мимо проходил ныне покойный архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил, спросил, чем я занимаюсь, и пригласил прийти завтра, поговорить. Уже тогда я понял, о чем пойдет речь, и когда он мне предложил потрудиться при храме, долго не раздумывал, ведь у меня на тот момент не было ни к чему какой-то особой привязанности, – вспоминает отец Валерий.
Армия и несостоявшийся учитель
Того, что его жизнь может в одночасье так сильно измениться, он, конечно, даже не предполагал. От беззаботного студенчества до церкви его отделяло всего лишь несколько лет. После первого курса факультета иностранных языков Благовещенского пединститута он ушел служить в армию. Два года в разведроте мотострелкового полка пролетели незаметно, потом восстановился в институте, но жизнь закрутила, и учителем он таки не стал. Видимо, Бог готовил к другому пути: позже, уже став священником, он окончил Московскую семинарию, где проучился 5 лет.
В 1996 году Валерий Сырцов стал послушником.
– Меня привели в келью, показали кровать, выдали белье – так началась моя церковная жизнь. Я сказал себе: «Годик поживу, а там видно будет», мне казалось, что за это время я точно пойму, мое это или нет.Понимание, что мое, пришло даже раньше.
Валерий Сырцов год трудился послушником, и о том, чтобы когда-то стать священником, даже не мечтал.
– Если честно, мне казалось это таким заоблачным! Предел моих мечтаний был стать звонарем,научиться звонить в колокола. Но Владыка предложил принять священство. До рукоположения мне нужно было определиться – либо я создаю семью, либо принимаю монашество. И я сделал свой выбор: мою супругу зовут Ирина. Встретились мы и познакомились по классическому сценарию, она как раз пришла работать поваром в Епархиальное управление, а я, как старый солдат, не забывал про кухню: то муки ей со склада принесу, то еще чем-то помогу. Так и стали общаться, затем встречаться, а потом решили пожениться.
Когда уже стало ясно, что мы с моей будущей матушкой будем венчаться и мне предстоит рукоположение, владыка Гавриил спросил, знают ли об этом мои родители. Они к тому времени уже демобилизовались из армии и уехали на Украину, но о моем решении даже не догадывались. Тогда владыка снарядил меня в поездку, дал денег, взял билет и отправил к ним за благословением. Конечно, когда я им обо всем рассказал, поинтересовались, почему я сделал такой выбор. Я объяснил, и они меня поддержали. Кстати, в тот мой приезд отец покрестился, потом спустя какое-то время они с мамой обвенчались, и оба стали прихожанами храма.
«С приходом в церковь я обрел уверенность в своей жизни»
Сегодня у отца Валерия с матушкой Ириной четверо детей: Алексей, Оля, Гриша и Коля, старшему – 15, младшему 4 года. Большая семья проживает в Свободном. Надо ли говорить, что о своем выборе священнослужитель ни разу не пожалел!
– Самое главное, что с приходом в церковь я обрел уверенность в своей жизни. Исчезли многие сомнения, в голове все разложилось по полочкам. Сейчас эта основательность жизни покрывает те малые вещи, которые пришлось оставить, – говорит отец Валерий.
Хотя в целом священнику можно практически все, однако не все для
него полезно, и ничто не должно им обладать. Например, священник может выехать с семьей на природу, но он не может там раздеться: не потому, что это запрещено, а потому что есть внутренние рамки приличия. Не во благо увлекаться азартными видами спорта. Но они тоже могут проходить по-разному.
– Доводилось мне бывать на спортивных матчах, в Свободном проходил боксерский турнир – дело нужное. Тем более есть такое понятие: прежде чем научиться прощать, надо научиться давать сдачи. Потому что иногда человек прощает не потому, что он великодушный, а потому что он просто трус, сдачи дать не может. А вот когда ты можешь ответить, но вместо этого на самом деле прощаешь – вот это и есть истинное великодушие… Мы отслужили молебен, окропили ребят святой водой, чтобы никто не пострадал, чтобы бой был честным, по-мужски, чтобы было уважение к сопернику. И это во благо.
Вот еще пример: я настолько сросся с духовной одеждой, что уже не ношу светское платье. То есть брюки, рубашка уже не для меня, хотя это не запрещено. Я ношу бороду, поэтому пойти в тот же ресторан мне будет самому не очень комфортно. Хотя если священник имеет семью, то ему не воспрещается надеть светскую одежду и пойти в театр, в кафе с близкими и провести там время. Но опять же, кафе есть разные, нужно выбирать достойные места. А еще священникам нельзя во второй раз жениться: брак заключается один и на всю жизнь. Но, несмотря на то, что мне пришлось от каких-то вещей отказаться, приобрел я в этой жизни гораздо больше, – делится священнослужитель.
«Темные силы гонят некрещеных и не радеющих о своем спасении христиан вон из храма»
Когда в свои 19 лет Елена Телякова впервые переступила порог храма (а было это в ночь на Рождество), она еле-еле отстояла службу.
– Мне было так плохо физически, буквально до полуобморочного состояния, что несколько раз за службу я выходила раздетая на мороз, – вспоминает сегодня игуменья Виктория (Телякова), настоятельница Святогорского Крестовоздвиженского женского монастыря. – Сейчас я могу дать этому объяснение. Так происходит с некрещеными людьми либо с теми, кто крестился давным-давно, но не ведет таинственную жизнь во Христе: не причащается, не исповедается – у таковых нет единения с Христом. И темные силы гонят таких людей из храма. Но тогда мне, некрещеной, было этого не понять. Однако я выдержала тот натиск, выстояла службу до конца и только через полгода приняла Святое Крещение.
«Бог долго терпит, да сильно бьет»
Когда Елена была ребенком, вместе с ними в семье жила няня Анна.
– Всю жизнь няня прожила в девстве и имела простую, детскую, несомненную веру. Она была для нас безмолвным миссионером, если можно так сказать. Садясь за трапезу, она читала молитву и осеняла себя крестом, выходя из-за стола, благодарила Бога и вновь осеняла себя крестом. Мы с братом никогда не смеялись над этим, но вопрос: «Где твой Бог? Что-то космонавты в космос летали, да никого там не видали!» – задавали ей регулярно. Она, как мудрый человек, была настолько убеждена, что Он есть, что отвечала лишь: «Подрастете и все узнаете, все вам Господь откроет». А на наш вопрос, почему в мире столько зла и почему Бог все это допускает, Анна всегда говорила: «Бог долго терпит, да сильно бьет». И жизнь частенько подтверждает эту простую истину. Эта женщина, наверное, была нашей молитвенницей, может, по ее молитвам, а может, и нет – ведь мы не знаем Промысла Божия – из всей нашей семьи Бог выбрал на служение Себе меня, грешную. Звал Он меня долго, но я – духовно слепая и глухая – за собой не наблюдала и этого зова не слышала. И в итоге Он поставил меня перед такими обстоятельствами, при которых нужно было принять серьезное и очень взвешенное решение – на всю оставшуюся жизнь.
«Я все оставлю, если Ты сохранишь ей жизнь!»
Окончив филологический факультет Елабужского государственного педагогического института по специальности «немецкий язык», Елена год проработала в родном вузе, а затем уехала в Москву, где окончила аспирантуру. Проходила стажировки в Лейпциге,
Констанце и во Фрайбурге (ФРГ), ей очень нравилась Германия. В столице Елена прожила 9 лет, преподавала немецкий язык в московских вузах, очень любила свою профессию и общение с молодежью. Параллельно трудилась в московском представительстве развивающейся немецкой компании ассистентом (помощником) главы представительства. Но, наверное, у каждого человека однажды наступает момент, когда приходит понимание, что пора в жизни что-то менять. А осознания – как и что менять, нет.
– И Господь послал мне испытание. Он привел меня в монастырь, под Покров Своей Пречистой Матери, дорогою любви. У меня на руках умирала мама. Месяц в реанимации и никаких утешительных прогнозов от лечащих врачей. А мама, будучи крещена в детстве, никогда за всю свою жизнь не исповедовалась и не причащалась. И там ее ожидала бы только вечная мука, по грехам. Тогда я и дала Богу слово: «Если Ты сохранишь ей жизнь, я все оставлю!» Год ушел на реабилитацию. Мама, слава Богу, жива, а я, как и обещала, пришла в монастырь и о принятом решении за 11 лет ни разу не пожалела, – делится сокровенным матушка Виктория. – Пожалела лишь об одном: что поздно ответила на Божественный зов.
Матушка Виктория говорит, что обещание было дано не в порыве отчаяния, просто Господь всех ведет к Себе дорогою любви, и прежде всего любви к ближним.
– Многие знают слова из Евангелия: «Нет больше той любви, как положить душу свою за ближния своя». Вот и мое серьезное решение было принято через любовь к матери. К тому же на тот момент я уже училась в Свято-Тихоновском гуманитарном университете, приобретая богословское образование, и душа моя прилежала к Церкви.
Когда подошел срок исполнять слово, данное Богу, я начала сборы. На работе не скрывала, что ухожу в монастырь, а мама постепенно и сама все поняла, конечно, она переживала, долго надеялась, что я вернусь, и только накануне иноческого пострига она мне позвонила и сказала: «Я тебя благословляю». О материнское благословение! Какую благодатную силу оно имеет! Матери, не пренебрегайте благословлять своих детей на добрые дела и никогда не проклинайте их во гневе вашем! Это может иметь необратимые последствия для всей семьи.
Дома у меня была книга «Монастыри России». Изучив описание женских монастырей, я выписала на маленькие полоски бумаги те, что пришлись больше всего по душе, и, полагаясь на волю Божью, Великим постом вытянула жребий. На листочке было написано «Тервеничи». На тот момент это была самая молодая женская обитель Санкт-Петербургской епархии – Покрово-Тервенический женский монастырь. И поехала я, все оставив, в полную неизвестность. Помню, когда ранним июльским утром ноги мои делали первые шаги по кленовой аллее, ведущей к монастырскому храму, навстречу восходящему солнцу, в душе моей было теплое и радостное ощущение, что я приехала домой… Кстати, устроителем этого монастыря и духовником обители был наш владыка – епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан, а тогда – архимандрит Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря. Там я с ним и познакомилась.
От трудницы до монахини
В Покрово-Тервинический женский монастырь матушка Виктория приехала в 2006 году. Сначала она была трудницей, через полгода стала послушницей. Постриг в иночество приняла в 2011 году с именем Урсула в честь немецкой мученицы, покровительницы города Кельна и патронессы многих европейских вузов. По благословению своего духовного отца, Преосвященного Лукиана, в декабре 2014 года инокиня Урсула прибыла на амурскую землю и уже здесь в августе 2015 года приняла монашеский постриг с именем Виктория в честь испанской мученицы Виктории Кордовской.
Сегодня игуменья Виктория возглавляет монашескую общину Святогорского Крестовоздвиженского женского монастыря, что близ села Егорьевка Благовещенского района. Сегодня она уверена, что в служении Господу себя может найти практически каждый – на своем Богом определенном месте.
– Бывает так, что человек, нацеленный на семейную жизнь, очень долго не может встретить свою вторую половинку и при множестве родственников и друзей чувствует себя абсолютно одиноким. Вот тут-то и надо призадуматься – почему? Съездите в монастырь, познакомьтесь с укладом, посмотрите, как устроена жизнь, поработайте трудником, и, возможно, вы поймете, что эта жизнь для вас. Вообще, нет людей, которые были бы сразу готовы к поступлению в монастырь. Монашество – это призвание. Многие приходят, испытывают свои силы, но остаются единицы. Те, кто остается, идут на подвиг – это, в первую очередь, подвиг самоотречения, отсечения своей воли, своих «хочу – не хочу» и полного послушания монастырскому чиноначалию. Здесь нужно забыть о своём я, о своих интересах, научиться смиряться и слушаться – не внешне только, но сознательно, от всего сердца, с любовью. Монастыри – это школа жизни. Сюда порой приходят неумелые, но при правильных устремлениях всему можно быстро научиться: и трудовые навыки приобрести, и добрые человеческие качества или добродетели стяжать, – уверена игуменья Виктория.
Кого принимают в монастырь?
В каждом монастыре свои правила, но есть и общие требования.
Человек должен быть православного вероисповедания, воцерковленным, психически и физически здоровым, ведь трудов в монастыре много. Что касается возраста, то этот вопрос решается индивидуально.
Кому в монастырь нельзя?
- Супругам, не оформившим по обоюдному согласию развод, ради ухода в монастыри (мужской и женский) либо имеющим на своем попечении несовершеннолетних и неустроенных в жизни детей. Расторжение брака в одностороннем порядке ради ухода в монастырь без других каких-либо веских причин недопустимо!
- Лицам, имеющим на своем попечении престарелых родителей.
- Лицам с психическими заболеваниями и тяжелыми зависимостями (наркотики, алкоголь, игромания).
- Лицам с тяжелыми физическими заболеваниями, требующим посторонней помощи.
Как попасть в монастырь?
Для начала следует поработать во славу Божию трудником: потрудиться на монастырских послушаниях и познакомиться с укладом жизни в монастыре. Трудник всегда может вернуться в мир, и это не повлечет за собой греха. Но, проживая в монастыре, нужно подчиняться его внутреннему распорядку, выполнять ту работу, которую поручают. Если все по душе и желание принять монашество осталось, то вторая ступень – это послушник. Если игумен уверен в серьезности намерений человека, то для него начинается «испытательный срок», который может достигать нескольких лет. Послушник еще может отречься от своего намерения и уйти в мир, если сам ранее не давал Богу никаких обетов. Если и дальше желание служить Господу сильно, то третья ступень – это монашество: после данного Богу обета обратной дороги нет.
Многие монастыри сегодня имеют свои сайты в интернете, там можно познакомиться с монастырем и получить всю необходимую информацию.
*Фото из архива героев
Источник новости: http://2×2.su/society/news/u-menya-na-rukah-umirala-mama-istorii-lyudey-kotor-121119.html