Слишком много людей, слишком много работы, слишком маленькая зарплата, а еще и дождь на улице… Как учителям, воспитателям и врачам удается не впадать в депрессию и не прятаться под одеялом?
Считается, что у людей некоторых профессий любовь к работе способна затухать. Истории наших героев о том, почему это происходит и как вернуть эмоции на службе.
Учителя спасает летний отпуск
Татьяна Цветкова работает учителем пятый год. И за такой недолгий период работы у нее случались эмоциональные всплески.
– Были моменты, когда просто вообще ничего не хотелось, – говорит Татьяна. – Это все от усталости. И дело даже не в самой работе с людьми – детьми, родителями, а в делах, не входящих в твои обязанности, но которые приходится выполнять. В основном это касается писанины и внеклассной работы.
По словам Татьяны, мероприятия, по идее, должны проводиться на добровольных началах, но чаще всего организация становится принудительной.
– Когда на основные обязанности не хватает времени и
выполнять их нормально не могу, – рассказывает героиня, – происходит эмоциональный спад, охватывает равнодушие ко всему.
Чтобы справиться с этим состоянием, Татьяна старается отвлекаться – много гуляет, дышит свежим воздухом.
– Стараюсь переключать мозг на другие дела – хлопочу по дому, пеку пироги любимому мужу, езжу в гости к родителям, – делится героиня. – Я бы с удовольствием занималась каким-нибудь хобби, но работа отнимает все время.
Радует Татьяну Цветкову, что отпуск у учителей выпадает на лето. За это время, по ее словам, можно набраться новых впечатлений, тогда появляются силы и эмоции к работе.
– В сентябре приступаю к своим обязанностям с радостью даже, – улыбается героиня. – Тяжело, конечно, в течение года сохранять силы, но стараемся. Как говорят мои ученики, иногда можно «забить» на все и взбунтоваться. Например, не проверять тетради один день, а посвятить время личным делам. Допустим, сходить на маникюр в конце концов!
О конфликтных ситуациях, возникающих на работе, Татьяна Цветкова рассуждает философски.
– Конфликты, конечно, в нашей работе периодически возникают. И я не исключение. Нередко родители представляют процесс школьного воспитания совсем по-другому, чем есть на самом деле, – говорит учитель.
Тем не менее были ситуации, когда наша героиня задумывалась об уходе из профессии. Но опиралась на опыт коллег, которые говорили, что первые три года для учителя самые сложные, нужно их отработать, а потом уже делать выводы – оставаться ли в профессии.
– У меня этот период, к счастью, прошел, – с улыбкой говорит Татьяна. – Я думаю, что мысли об уходе были связаны с бешеной нагрузкой – я вела четыре 7-х класса во вторую смену, и, когда выходила с работы фактически ночью, хотелось все бросить, убежать, закрыться от всех. Но наступила весна, и вроде бы отпустило (улыбается).
И теперь, когда возникает кризис в эмоциях, Татьяна ждет выходных, старается отвлечься, увидеться с друзьями, читает хорошие статьи, книги.
– Мне кажется, я уйду на пенсию именно с этой работы, потому что, несмотря на трудности, я люблю свою профессию, – делает вывод героиня.
Воспитывать детей, а вечером махать тряпкой
Марина Самойлова работает воспитателем в детском саду с 2012 года. По ее словам, от работы эмоции пропадать не могут, а вот раздражительность иногда присутствует. Это относится не ко всем деткам, а к особенным – в группе у Марины есть «солнечные» малыши (дети с синдромом Дауна).
– Одного из таких ребятишек пришлось отчислить, поскольку
из-за своего заболевания он не мог контактировать с другими детьми, – говорит героиня. – Но еще один ребенок с синдромом Дауна продолжает ходить в мою группу, и подход к нему должен быть особенным. Иногда мне приходится трудновато.
После рабочего дня Марине нужно «свое» время, чтобы прийти в себя от активности воспитанников. Примерно час после работы наша героиня не может ни с кем разговаривать, а только слушает.
– Я каждый день прихожу домой с мыслями, что дети мне надоели, на работу больше не пойду, – со смехом говорит Марина. – Мне нужен примерно час, чтобы переварить все, что свалилось на меня за целый день, муж уже к этому привык.
Отвлекаться и приходить в себя помогают домашние дела, после работы Марина наводит порядок практически каждый день.
– Это может показаться странным, но уборка – мой релакс, – с улыбкой говорит воспитатель. – Я все негативные эмоции выплескиваю в этом, мойка полов, смахивание пыли, стирка – в этом я нахожу умиротворение.
С коллегами и руководством работается Марине Самойловой хорошо, а вот с родителями иногда случаются конфликты.
– Однажды я вела занятие для малышей, – вспоминает героиня. – Один мальчик себя очень активно вел, кричал и баловался. Сделала ему замечание, а он не реагировал, стал бегать по группе. Я посадила его на стульчик, прихлопнув по попе. Вечером, придя домой, он сказал маме, что воспитатель его ударила. Вот так.
С мамой мальчика у Марины состоялся неприятный разговор, но в итоге они друг друга поняли.
Во втором случае другой воспитанник не послушался Марину, забрался на железную «радугу» и упал с нее.
– Получилось так, что ребенок рассек бровь, – с тревогой вспоминает Марина. – Ему сразу была оказана медицинская помощь. Со стороны родителей особых претензий ко мне не было, а вот правоохранительные органы этот случай без внимания не оставили. В садик приезжал инспектор, допрашивал меня. Из-за этого нервы мои пошатнулись, конечно.
По словам нашей героини, расстраивают воспитателей в основном не межличностные отношения, а низкие зарплаты. Иной раз думаешь, как прожить на такую маленькую сумму.
– Хорошо, когда супруг неплохо получает, тогда можно работать воспитателем в свое удовольствие, потому что я действительно люблю свое дело, – подводит итог Марина Самойлова. – Конечно, хочется, чтобы наш труд хорошо оценивался, поскольку он не такой легкий, как может показаться на первый взгляд. Дети – это большая ответственность, с опытом я это поняла.
Все зависит от руководства
Третья наша героиня Ирина Ковалева работает врачом-лаборантом с 1992 года. За 25 лет своей работы она ни разу не пожалела, что связала свою судьбу с медициной. Правда, был период в работе, когда эмоциональное состояние было на грани.
– Врач-лаборант не контактирует напрямую с пациентами, мы – как бойцы невидимого фронта, – говорит Ирина. – В работе приходится соприкасаться только с коллегами и руководством. Какой-то период нашей лабораторией заведовала женщина, с которой сработаться было сложно. Вот тогда я чувствовала эмоциональный спад.
Ирина рассказывает, что та заведующая была настоящим
энергетическим вампиром.
– С самого утра могла испортить настроение, даже работать не хотелось, опускались руки, – вспоминает Ирина. – Убеждать ее в том, что она не права, не было смысла, да и не скажешь в глаза руководителю, что о нем думаешь. Я вообще неконфликтный человек, исполняла свои обязанности и уходила домой. Конечно, сильно переживала, но домашним о своих проблемах не говорила.
Все закончилось, когда заведующая сама решила сменить место работы. И, по словам Ирины, коллектив тогда вздохнул спокойно. Теперь отделением заведует хороший специалист, грамотный и серьезный.
– Вы знаете, даже работа наладилась, – с улыбкой говорит Ирина Ковалева. – Правильно говорят, что от хозяина все зависит. Если руководитель хороший, то и работники будут чувствовать себя комфортно.
Также Ирина припомнила, что в 90-х годах, когда только начинала работать, медикам платили очень маленькие зарплаты. И тогда эмоции хлестали через край.
– Вы можете себе представить зарплату в 200 рублей? – задает вопрос наша героиня. – А мы когда-то получали такие деньги. Тогда я каждый день плакала, потому что не знала, как прожить целый месяц на эту сумму. Потом, конечно, все нормализовалось, медиков перестали обижать. Плюс я начала работать в ночную смену, появился дополнительный заработок от дежурств.
Сейчас из того, что тревожит Ирину, остался только хронический недосып, потому что после дежурства она остается работать еще в день.
– Но это мелочи жизни, – с улыбкой говорит героиня. – Я могу отоспаться после работы. Главное, чтобы психологическая атмосфера на работе была хорошей, за твой труд тебе платили хорошие деньги, тогда все остальное не в счет.
Ирина Дзюба, член Российской психотерапевтической ассоциации, клинический психолог:
– Под эмоциональным выгоранием понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Это состояние истощения, изнеможения, сопровождающиеся ощущением собственной беспомощности и неспособности изменить ситуацию.
Наибольшая нагрузка ложится на женщин. Часто к эмоциональным нагрузкам, которые женщина испытывает на работе, добавляются и домашние проблемы.
На подверженность профессиональному выгоранию не оказывают влияния стаж работы, возраст и семейное положение. Гораздо больше влияют неудовлетворенность профессиональным ростом, эмоциональная обстановка и микроклимат в коллективе, неправильная организация труда. Но есть и некоторые личностные качества, которые делают человека более уязвимым. Это увлекающиеся идеалисты, мягкие и одновременно неустойчивые, замкнутые личности. Не подвержены профессиональному выгоранию люди, для которых их работа – способ самовыражения и самореализации.
Симптомы выгорания
- Эмоциональное истощение. Когда профессиональная деятельность вынуждает человека отдавать всего себя, но мало что дает взамен, через некоторый промежуток времени он начинает ощущать эмоциональную опустошенность и усталость.
- Деперсонализация. В работе «собственной личности» специалиста наблюдаются сбои. Человек начинает проявлять холодность и черствость в отношении своих пациентов, клиентов или партнеров по работе. В его высказываниях все чаще сквозит цинизм. Контакты с людьми становятся формальными и вынужденными.
- Редукция профессиональных достижений. На фоне предыдущих двух симптомов специалист начинает занижать свои профессиональные успехи. В нем зарождается чувство собственной некомпетентности в его профессиональной среде.
Источник новости: http://2×2.su/society/news/rabota-ty-dostala-ili-kak-derzhatsya-lyudi-profess-114699.html