«Слепой» Благовещенск: как живут те, кто не видит?

Общество сегодня в 13:11
 

Корреспондент 2×2.su прогулялся по городу со слепым человеком и узнал о страхах и желаниях незрячих амурчан

Давно вы видели в центре Благовещенска человека с белой тростью в руках? Порой складывается впечатление, что их и нет совсем.

Их действительно трудно встретить, чинно гуляющими по скверам нашего города. Не потому что их мало, а потому что им попросту не хочется бывать в нашей неласковой и к здоровым-то людям действительности. Зачем и им, и нам лишнее беспокойство, правда, ведь?!

Владимиру Михайловичу Шахову 62 и полвека он не видит. Его контакты непросто было найти и так же непросто уговорить принять участие в нашем эксперименте – проверить, есть ли доступная среда, о которой так много говорят, для людей с ограничениями по зрению на улицах и госучреждениях.

 Мужчина удивился предложению пройтись по центру города и долго извинялся, предупреждая, что будет ходить медленно.

– Да мы отвыкли выезжать из нашего района. Зачем нам?! – говорил он. – Раньше, когда с выступлениями выезжали, хор наш, например, вот тогда мы бывали в центре, а сейчас, когда повсюду оптимизация, нет повода тут появляться…

Тем не менее мы договорились, что встретимся в центре, у «Универмага», и дойдем пешком до набережной.

прогулка со слепым

Тихие автобусы и злые собаки

Владимир Михайлович оказался пожилым крепким мужчиной. Он ждал меня на остановке в то морозное утро, и если бы не окликнул сам,  мне бы пришлось звонить на его мобильный, чтоб узнать, кто из терпеливо ожидающих автобуса пенсионеров – мой респондент.  Как вычислил, не знаю. По торопливым шагам, наверное. Спросить же я постеснялась.

Внешне людей, не видящих солнца, и не отличишь от обычных пешеходов. Разве что специфическая белая тросточка – непременный атрибут инвалида по зрению. Даже очки сейчас у них не черные. Да и кого нынче удивишь темными очками?!

Не появляются слабовидящие люди в центре города  совсем не из-за природной скромности. Дело, скорее, в том, что им не только практически

В 2015 году на реализацию программы «Доступная среда» выделено из областного бюджета 16637,70 тыс. рублей.

нечего делать там, но и добираться из Астрахановки, где расположено «место компактного проживания людей со сниженным зрением», довольно сложно. Именно так официально-отстраненно звучит название района, где живут люди с проблемами зрения. Сегодня в Астрахановке 35 человек инвалидов по зрению живут там в трех пятиэтажках.  Они живут и не жалуются на отдаленность района и неудобства перемещения по городу. Привыкли даже к стаям собак, из-за которых в их район даже почтальон ходить отказывается.

При этом люди вспоминают добрым словом одного из бывших мэров города: в его бытность и мост через реку Чигиринку построили, и автобус 2 «о» прямо до района слабовидящих доходить стал. Однако, несмотря на жизненную стойкость и эмоциональную сдержанность, иногда в речах проскальзывают надежды на улучшение условий жизни.

– Нам бы хотелось, чтобы городские автобусы были снабжены системой звукового оповещения снаружи, чтобы было слышно, какой автобус подошел, – говорит Владимир Михайлович. – Конечно, люди у нас отзывчивые и всегда помогут, подскажут, доведут, если помощи попросишь. Но вот есть такие остановки,  где днем людей мало – все на работе, наверное. И, бывает, стоишь,  и некому подсказать, какой маршрут подошел.

С просьбой оборудовать системой оповещения хотя бы часть городских маршрутов активисты обращались в городскую администрацию. В ответ получали отписки про согласование с ГИБДД, ГИБДД отправляло в мэрию, потом запрос теряли, потом находили и в итоге отписались, что технически это невозможно. Правда, позднее пообещали подумать.

– Сейчас новое руководство у города, мы надеемся, что дело сдвинется в сторону положительного решения, – улыбается Владимир Михайлович. – А то новые автобусы больно хорошие стали: двери не скрипят, не слышно, как машина подъезжает.

инвалид по зрению в Благовещенске

Радуемся плитке и сигналу светофора

Зря Владимир Михайлович говорил, что медленно ходит, потому что маршрут забыл! Да и сетовал на свой слабый вестибулярный аппарат явно из скромности – за своим собеседником я едва успевала. Владимир Михайлович быстро прощупывал путь тростью впереди себя и радовался: плиткой все вымощено, ровно.

– Сильно киоски и лотки мешают ходить, натыкаешься на них, – объясняет мне по ходу дела. – Они тут есть?

Слава богу, попался только один лоток с хот-догами. Владимир Михайлович явно был рад этому обстоятельству. Как и тому нудному, как мне раньше казалось, пищанию вызывного светофора у «Амурской ярмарки».

– А что еще мешает, когда по городу ходите? Может, собаки?

– Тут есть собаки? – Владимир Михайлович встревожился. – Да, собак боимся. Я так и зрение терять начал из-за собаки. Покусала в детстве. Потом простудное заболевание, потом травма на школьной секции, и все закончилось потерей зрения. В нашем районе собак целые стаи. Соцработника они нашего покусали, почтальонша уволилась – не может к нам ходить. Никто с собаками ничего сделать не может, хотя мы и звонили, и писали.

Еще, как оказалось, съезды с тротуаров, в которые вложено столько сил и денег, далеко не лучший помощник для слабовидящих. Мы не замечаем, а между тем они расположены несимметрично и даже бессистемно. Казалось бы, что стоит сделать один напротив другого, чтоб было удобней и мамам с колясками, и инвалидам, но нет, расположены съезды в художественном беспорядке.

– Бордюр – не препятствие, если тросточкой умеешь пользоваться, – уверяет мой сегодняшний провожатый. – Я в Бийске учился. – Он поднимает ее вверх, когда мы переходим улицу по «зебре» в районе выставочного зала. Это условный знак для водителей – они обязаны остановиться,  пропустить такого пешехода. – Другое дело, припаркованные автомобили у администрации – не всегда с первого раза попадешь в просвет. Заденешь машину – она пищит. Но мы удачно попали.

инвалид по зрению переходит дорогу

Нет приспособлений? Выкрутимся!

Я описываю Владимиру Михайловичу местность: он, например, не знал, что у областного правительства давно есть шлагбаумы, ограждения, дорожки уже не асфальтовые в сквере на Островского. Но вот странно, и это уже мои наблюдения, в центре города нет тактильной плитки.

Забегая вперед, скажу, нет и табличек с брайлевским шрифтом и в госучреждениях, куда мы попытались зайти. Вообще никаких приспособлений для слабовидящих не было обнаружено ни в здании городской Думы, ни в мэрии.

– У нас такие посетители наперечет, а по доступной среде есть пандус, – пожал плечами вежливый охранник в одном месте. Невежливый в другом просто отказался разговаривать с нами, испугавшись моего фотоаппарата: «Нечего тут снимать!»

 Я бросилась было размахивать своей корочкой журналиста: но где уж поспорить с мужчиной и женщиной-вахтером с перманентом на голове и, самое главное,  с листочком на стене «Фото и видосъемка запрещены»?!

Никаких приспособлений для слабовидящих не было обнаружено ни в здании городской Думы, ни в мэрии.

Вот и проходи после этого через коридоры власти к народным избранникам!  Хотя и беглого взгляда хватило, чтоб понять: никаких спецсредств для помощи людям с ограничениями здоровья и в помине нет.

У Владимира Михайловича есть свое мнение по поводу итогов нашего не самого удачного эксперимента:

– Да я, если честно, не думаю, что нужны эти таблички по Брайлю, указатели, – утешает меня мой респондент. – У нас ведь как: пройдешь маршрут один раз, и запомнил! Мэрия, здание на Ленина, 108, они хорошие, старые, удобно построенные, легко повороты запомнить. А таблички на кабинетах я руками читать не буду, например. Мне проще спросить и попросить проводить. Да и в центр города мы не выбираемся: поликлиника у нас на КПП, там ее оборудовали. Библиотека, клуб – тоже там, магазин, опять же. И куда нужно мы все дорогу уже выучили. Вы бы видели, как мы раньше бегали, когда тут, за старым Домом быта, на Зейской – 50 лет Октября, наше предприятие было в 80-х годах! Там за сотню человек работали. Мы мебель там собирали, разные пластмассовые изделия – розетки, вилки для бытовых приборов, много что еще… И без плитки добирались, и ничего. Приезжайте в наш район – посмотрите, как мы там живем, как обустроились.

Владимир Михайлович явно старался меня утешить. Мы еще некоторое время стояли на остановке, ждали нужный автобус. Мужчина рассказывал, как удобнее добираться в его район, говорил, какие у нас люди отзывчивые и всегда помогут добраться, куда нужно, если попросить помощи. Да и вообще ко всему можно привыкнуть…

Я посадила его в автобус и никто, похоже, там и не заметил в новом пассажире никаких особенностей. Наверное, это хорошо. Может быть, именно это и называется «доступность инфраструктуры». Но только не оставляет меня мысль, что результат такой достигнут не федеральной программой, а долгими годами тренировок и умением не унывать и не сдаваться.

инвалид по зрению возле городской администрации

Только цифры

В 2015 году на реализацию программы «Доступная среда», призванной создать условия для людей с ограничениями по здоровью комфортные условия для жизни в городе:

из федерального бюджета было выделено для нашей области 35501,0 тыс. рублей,

из областного (в рамках софинансирования программы) – 16637,70 тыс. рублей.

Из муниципальных бюджетов – 2658,33 тыс. руб.

То есть в 2015 году на мероприятия по формированию доступной среды получено 19296,03 тыс. руб.

В рамках реализации программы «Доступная среда» в 2015 году с учетом нужд и потребностей инвалидов было адаптировано 53 объекта социальной инфраструктуры, что в совокупности с ранее адаптированными объектами составило 45,0% от всех приоритетных объектов области. В перечне основных проводимых работ по программе «Доступная среда» значатся такие виды, как:

адаптация прилегающей территории, в т.ч. укладка тактильной плитки;

адаптация входных групп: установка пандусов, подъемников, лифтов, доводчиков, поручней, кнопок вызова и расширение дверных проемов;

создание клиентских служб (зон приема инвалидов);

адаптация санитарно-гигиенических помещений;

установка информационных средств доступности: киосков, табло «бегущая строка», мнемосхем, усилителей звука, системы двусторонней связи, указателей и звуковых маячков и многого другого.

инвалид по зрению в центре Благовещенска

Что сделано

Кроме этого, в 2015 году на улицах областного центра было установлено 6 специальных светофоров со звуковым сигналом для слабовидящих людей (ул. Ленина, 285, ул. Ленина (район СОШ № 22), ул. Дьяченко (район СОШ № 9), ул. 50 лет Октября – ул. Ломоносова, Новотроицкое шоссе, микрорайон «Европейский», ул. Чайковского (район СОШ № 17). В городе Белогорске 32 пассажирских автобуса оборудованы автономными информаторами для слабослышащих людей и речевыми информаторами для слабовидящих людей.

 

Источник новости: http://2×2.su/society/news/slepoy-blagoveschensk-kak-zhivut-te-kto-ne-vidit-109272.html