Супруги заядлых любителей выйти с ружьем на диких животных волнуются за своих любимых, когда те уходят на несколько недель в лес
В интернет-сообществе амурских охотников и рыболовов зарегистрировано 650 пользователей, но вот женщин – одна. Традиционно охота все же не женское дело, и охотничьи жены ждут своих уже с добычей, дома
Сейчас ем только дикое мясо
У Ольги Игнатовой из Селемджинского района муж ушел на охоту на месяц через месяц после их свадьбы. Но она не ропщет: знала, за кого замуж шла.
– У меня и отец рыбак-охотник, на седьмом десятке уже, а по-прежнему любит рыбу ловить, уходит на речку на неделю. А муж на этом вырос – как тут запретишь. Я привыкла.
Ольга сильно переживает, когда муж Андрей уходит осенью со своим отцом в тайгу на месяц. Идти к месту, где выделен участок для охоты, – полсотни километров в одну сторону. Молодая женщина успокаивает себя, а сама ждет еженедельного контрольного звонка по спутниковому телефону – такая у них с мужем договоренность.
– Медведи и волки, вот кто меня пугает, – признается Ольга. – Я только однажды видела живую медведицу с медвежатами у дороги, а страху натерпелась!
Северный район на медведей богатый – почти каждый год косолапых в поселках видят. Звери приходят поднагулять жирка перед зимней спячкой. Однажды в ночную пекарню ломилась медведица, пыталась вовнутрь забраться, почуяв запах свежего хлеба – дверь помяла даже. Так что переживать о встрече с таежным зверем есть причины. А супруг – не боится.
Мужчина-добытчик, зачем запрещать?
Жена охотника понимает, что не нужно вставать между мужчиной и его увлечением, а тут еще и бонус: свежее мясо, рыба всегда на столе.
– Я до свадьбы вообще дикое мясо не ела, – поделилась своей историей Ольга. – Оно казалось мне каким-то странным. А сейчас не приемлю другого, не надо нам ни курятины, ни телятины со свининой.
Правда, сама героиня мясные туши не разделывает, говорит, что тогда бы совсем вегетарианкой стала. Свежеванием убитого зверя занимаются мужчины-охотники прямо в лесу, а домашним привозят уже куски мяса. Есть и другие трофеи в семье Игнатовых: и рога, и медвежий клык – маленькая дочка выпросила его, чтобы как кулончик носить. Медвежья шкура тоже имеется, правда, в гараже.
– Мы не любители чучела делать и трофеи выставлять, – говорит Оля. – Главный трофей – это мясо. И главные блюда у нас на столе – мясные: чебуреки, манты, котлеты, борщ, да что угодно. Вот вчера я картошку с мясом тушила к возвращению мужа с охоты.
Охотничьи тропы не для женских ног
Однажды Ольга сама побывала в тайге с мужем и с тех пор точно знает, что не ее это дело. Правда, не на охоте, а на рыбалке супруги побывали, но впечатлений – на всю жизнь:
– Мы поехали на перевал, где Амурская область граничит с Хабаровским краем. Туда ехали на мотоцикле, рыбы наловили – я люблю на удочку удить. И на обратном пути мотоцикл сломался. Починить пытались, но не получилось. И вот мы пешком, с уловом, с ружьем и оснасткой, с деталями от мотоцикла шли больше двадцати километров до ближайшего населенного пункта, – свой опыт наша героиня до сих пор вспоминает очень эмоционально.
Хуторок, к которому вышли тогда супруги – два домика и стационарный телефон. Благо – работающий. Дошли до него только в сумерках. А идти пришлось по самым медвежьим местам: Ольга видела следы жизнедеятельности зверей, еще теплые, словно полчаса как мишка ушел. И вот такого испытания – целый день.
– Теперь я с Андреем только на отдых в тайгу езжу, на день, у своей избушечки отдохнуть, свежим воздухом подышать, – смеется наша героиня.
Однажды в период осенней тоски Оля как-то предложила мужу: «Давай отсюда переедем хоть куда-нибудь!» В ответ было: «Да ты что?! Куда, мне ж через неделю в лес!» Вот тогда она и поняла: жена охотника это как жена военного – профессия, и на всю жизнь.
Маргарита Волченко: «Не все так просто, чтоб ножкой топать»
В Магдагачинском районе почти все мужчины – охотники. И запретить мужу ходить в тайгу за добычей все равно, что объявить его подкаблучником, считает Маргарита. Своего мужа Дениса она перед выбором «я или ружье» не ставит. Сама ведет домашнее хозяйство: на ней и трое детей, и птица, и огород. Но зато муж-охотник умудряется суровым примером так воспитать сыновей-подростков, что мужские руки всегда помогают по хозяйству.
– По молодости я была хулиганкой, сама сбегала из дома и ночевала в лесах, – говорит она. – Мне лично известно, какая там красота и воля. Потому ревновать к лесу – глупо. С другой стороны, я эту науку топать ножкой на собственной шкуре прошла: мой первый уж тоже был охотник, вот мы с ним ругались из-за того, что его дома нет. Закончилось все для семьи очень плохо.
Наученная горьким опытом, Рита теперь понимает: мужчинам необходимо давать время на себя и свое хобби не меньше, чем женщинам на уход за собой.
– Да, у Дениса ружье, с которым он ходит на охоту, стоит больше, чем мои сапоги на зиму. Но зато у нас и мясо в доме не переводится, и не успеваем мы друг другу надоесть, – смеется Маргарита. – Когда супруг возвращается с охоты, это праздник и для него, и для меня.
Комментарий специалиста
На триста охотников – одна охотница
Женщина на охоте как женщина на корабле, считает Валерий Викторович Погасиенко, начальник отдела охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий Амурского охотуправления:
– Есть такие дамы, которые увлекаются охотой, но их – немного. В лесу же, как в море, женское общество не приветствуется. Сейчас в Амурской области зарегистрировано 39 942 охотника, из них 120 – женщины. Но на самом деле их может быть и меньше: бывает, что просто оружие на жену муж оформляет. Хотя и настоящие охотницы встречаются: и с ружьем ходят, и собак держат. Но в целом же, так сложилось исторически, в лес за добычей идут мужчины, ведь это достаточно тяжелый физический труд и не самые комфортные условия проживания.
Охота – разрешенный сброс агрессии
Оказывается, то, что мужчины ходят на охоту, а женщины остаются дома – культурологическая норма, старый социальный стереотип, который до сих пор срабатывает, утверждает психолог Максим Чекмарев:
– Еще со времен доисторического общества повелось, что мужчины занимались охотой, а женщины – собирательством. К тому же у нас в обществе существуют устойчивые стереотипы выражения эмоций. И это очень влияет на поведение людей. Если женщина больше проявляет себя в творчестве, то мужчине «разрешено» и даже поощряется более агрессивное поведение, модель добытчика. Охота и рыбалка – как раз эти закрепленные еще со времен патриархов общественно приемлемые модели поведения для мужчин, ставшие теперь еще и эмоциональной разрядкой.
Фото автора и из архива Александра Загибалова
Источник новости: http://2×2.su/society/news/ya-ili-ruzhe-zheny-amurskih-ohotnikov-rasskazali-o-108039.html