Председатель Амурского областного отделения общественной организации «Опора России» Борис Белобородов рассказал о бизнесе, льготах и налогах в условиях нестабильной ситуации в стране
Слабое отмирает
– В одном из интервью вы говорили, что экономический кризис может вызвать рост числа представителей среднего класса в Приамурье. Середняков действительно стало больше – и кто они вообще?
– Напрямую кризис не связан с ростом среднего класса. Хотя определённые отрасли в нестабильные периоды развиваются быстрее, соответственно и доходы занятых в таких отраслях растут. Отсюда и представителей среднего класса больше. В Приамурье это семьи со среднедушевым доходом в две средние региональные зарплаты, грубо говоря – 60 тысяч рублей.
Формально средний класс у нас есть, но его мало. И то, что мало, видно по двум показателям: доля малого бизнеса во внутреннем региональном продукте и доход предпринимателей. Увы, по этим показателям Приамурье по России в конце списка. В РФ малым бизнесом создаётся около 21% ВВП, в Хабаровском крае – 30%, а в Амурской области – всего 9%. А в развитых странах – 50 – 80%.
Нужно создать такие условия, при которых предпринимателей будут уважать как людей, создающих рабочие места и платящих налоги, а само предпринимательство не будет вызывать отторжение надуманными бюрократическими проволочками и препонами. Тогда и средний класс в рост пойдёт.
– Ну, с середняками понятно, а вот пропасть между богачами и бедняками в области продолжает расти?
– Объективных данных, к сожалению, у меня нет. По субъективным наблюдениям увеличения такой пропасти я не вижу. Вообще, супербогатых людей среди амурчан очень мало. Причём необязательно состояние по умолчанию наживается нечестным путём, а жалкие гроши в кармане – необязательно следствие лени.
– Амурчан в бизнес привлекали и таким утверждением: единственный выход в кризис – открывать своё дело. Вы согласны с этим?
– Начинать трудно в любые времена – до 80% предпринимателей терпят крах на старте. Зато, удержавшись на плаву, при выходе из кризиса вы получите преимущество.
Но стоит отметить, что через десять лет после начала ведения бизнеса не больше 1/5 предприятий остаются в деле.
– Что хорошего и плохого нам принёс кризис?
– Прежде всего, при испытании на прочность финансово-экономической системы в ней отмирает всё слабое. А особенность нынешнего кризиса в том, что из-за резкого обесценивания рубля по отношению к иностранной валюте импорт нам стал невыгоден, зато резко повысилась привлекательность экспорта. В Приамурье доходные экспортные отрасли – сельское хозяйство и туризм, поскольку курсовая разница позволяет продавать больше местной продукции.
– С начала кризиса прошло практически два года – мы всё-таки вышли из него, или выходим, или увязли в нём?
– Признаки выхода из кризиса есть, но бурного роста экономики не наблюдается. В некоторых отраслях у нас по-прежнему застой. Зато в аграрном производстве Приамурья однозначный прирост, и он должен упрочиться.
Вместе с тем нужен устойчивый спрос на товары, работы, услуги всех отраслей. Пока платёжеспособность в регионе низкая, хотя и виден устойчивый рост доходов в бюджет по налогу на прибыль и подоходному налогу.
Фото: «Русский взгляд»
Замещать нечего?
– Не первый год мы бьёмся над вопросом, как вытащить область из дотационности. Неужели нам не под силу создание таких крупных производств, которые обеспечат нам самообеспечение?
– Область у нас большая – для экономистов это проблема. Нужны серьёзные затраты для развития инфраструктуры, а денег на это взять негде. Так что радуемся любому заходящему инвестору.
– Какой характер у нынешнего кризиса?
– Каждый кризис уникален. Скажем, в 1998 году он частично был связан с экономическими переменами на международной финансовой арене. Катастрофа шла от Юго-Восточной Азии, затем – от Европы, потом добралась до нас. Истоки кризиса 2008 года в резком снижении свободной денежной массы в банках. В Америке лопнул «пузырь» ипотечного кредитования. Нынешний кризис основан на резком падении цен на энергоресурсы. Но, как правило, после кризиса происходит рост, появляется что-то новое, что-то с хорошей почвой для развития. Так что конец 2015 – начало 2016 года можно назвать временем не стагнации, но роста, хоть и медленного.
– Некоторые считают, что все кризисы созданы искусственно – кому это может быть выгодно?
– За версию выгоды кризисов фактов нет. Но любая неграмотная финансовая политика государства приводит к кризису. В том же 1998 году во всём обвиняли фонд СОРОС. Есть предположение, что крах СССР был вызван резким падением цен на нефть, спровоцированным США и Саудовской Аравией. Скорее всего, об искусственности говорят те, кто склонен видеть в этом козни врагов.
– Об импортозамещении так много раньше говорили – есть эффект?
– К сожалению, не всё можно заместить, особенно это касается высокотехнологических производств. Впрочем, в Амурской области серьёзной проблемы с импортозамещением изначально не было – нам и замещать-то особо нечего.
– Ожидаете ли вы от нового состава Госдумы РФ и Заксобрания области свежих идей по улучшению и социально-экономической жизни, и положения бизнеса?
– Ожидаю разумной, менее осторожной политики. Больше смелости амурским депутатам в делах.
– Область в последнее время довольно успешно борется за инвестиционную привлекательность. У нас реально есть перспективы в этом направлении?
– Большие деньги уже к нам пришли, но важны и средние, и малые. Во всех развивающихся странах малый бизнес составляет основу экономики.
В России несколько лет ведётся «Национальный рейтинг инвестпривлекательности регионов». В 2014 году Амурская область в нём занимала 73-е место из 76, в 2015-м – 76-е из 79. Причём законодательство во всех регионах одинаковое, а вот условия для ведения бизнеса разные. Если стандартными методами поднять экономику в регионе не получается, нужно использовать нетрадиционные.
– С развитием ТОРов в области обещают чуть ли не рай на земле – вы верите в это?
– ТОРы – это хорошо, но недостаточно. Вообще, весь Дальний Восток должен иметь льготный режим для ведения бизнеса. Ещё бы: здесь большие территории, малая плотность населения, неразвитая инфраструктура, тяжёлый климат. Поэтому льготное налогообложение (причём нулевую ставку налога на прибыль нужно применять и для малого, и для крупного бизнеса) и упрощение всевозможных разрешительных процедур для предпринимательства – вот залог успеха.
Источник новости: http://2×2.su/business/news/osobennosti-nacionalnogo-krizisa-kak-priamure-pere-106734.html