Жительница пятого континента рассказала, как народная музыка помогла ей пережить самые сложные моменты эмиграции
Людмила Никольская уже 15 лет играет в австралийском ансамбле народной музыки «Балалайка» на национальном белорусском инструменте – цимбалах. Вместе с коллективом она впервые посетила Благовещенск и рассказала, чем живет в далекой стране.
Ностальгия по родине
Обычно, услышав название ансамбля – «Балалайка», все думают, что это русский коллектив. На самом деле у его истоков стояли русские эмигранты из Харбина, которые от ностальгии собрались вместе и стали исполнять свою народную музыку. Сама же Людмила Никольская родилась и жила в Белоруссии, там же научилась играть на цимбалах и свое дело не бросила, даже когда эмигрировала в Австралию.
– Я люблю говорить, что не я выбрала музыку, а музыка и цимбалы выбрали меня: еще в раннем детстве в Брестской области, в маленьком городе, очень похожем на Благовещенск, недалеко от границы с Польшей, я пошла одновременно и в обычную, и в музыкальную школу по классу фортепиано, – вспоминает Людмила.
Педагоги быстро заметили талантливую девочку и предложили пройти прослушивание и сдать экзамены в школу при Белорусской государственной консерватории. Это было начальное профессиональное образование, которое практически забрало все детство у ребенка, но оно же впоследствии стало не только профессией, но и жизнью.
– После окончания консерватории я была уже лауреатом нескольких международных конкурсов, один из которых – «Кубок Севера» – у нас знаком каждому музыканту. К тому времени я много гастролировала по Европе, видела реакцию зрителей и понимала, что мой инструмент – хороший, так сказать, международный экспортный продукт, который можно продавать. И я решила попробовать себя, уехав в Австралию.
Это была не только загадочная волшебная страна, о которой мы мало знали, но еще и практически единственное государство, которое предлагало независимую профессиональную эмиграцию. То есть человек должен иметь высшее образование, незаурядно проявить себя, сдать экзамен на знание языка и на свою специальность. Именно это меня подстегнуло и мотивировало, потому что просто куда-то уехать мне было неинтересно. Хотелось протестировать себя и зарекомендовать, проверить, насколько я профессионал в своем деле. И у меня все получилось: мне предложили постоянный вид на жительство, – рассказывает бывшая советская гражданка.
Так Людмила в конце 90-х отправилась в Австралию практически на пустое место вместе со своими цимбалами. Взяла с собой инструмент и ноты – те 20 кг, которые можно было провезти в самолете.
Фото из личного архива героини
В чужой стране пригодилось все
Для того чтобы состояться за границей, нужно быть специалистом широкого профиля.
– Как бы ты ни был хорош в одной профессии, ты должен уметь занять все ниши в своей индустрии, – говорит Никольская. – Но для меня любое занятие должно было быть связано с музыкой. Поэтому в Австралийской консерватории я заново получила местное образование, степень мастера музыкального преподавания, и стала работать преподавателем музыки в старших классах в одной из старых и очень престижных католических школ Сиднея, что с удовольствием делаю до сих пор.
По должности я могла реализовать себя во всем, и мои знания – дирижера, композитора, педагога, игра не нескольких инструментах, умение аккомпанировать на фортепиано, – все, что когда-либо я учила, пригодилось. Все, кроме одного – исполнительства на цимбалах. Но мне не хотелось с ними расставаться, и нужно было либо искать уже существующий коллектив, в котором я бы нашла применение своему инструменту, либо создавать новый. Оказалось, что коллектив, в котором приветствуются не только русские, но и любые другие национальные инструменты, уже был создан – это и был оркестр «Балалайка».
Я пришла в коллектив и увидела там сербские, чешские, армянские инструменты. Это был просто некий кружок любителей народной музыки, в любом ее проявлении, в любом качестве. И я стала в нем играть.
Иметь за собой коллектив, который с удовольствием принимает все начинания, готов к новым идеям, – это дорогого стоит в любой стране, на любом уровне. Но что меня поразило – это уникальность оркестра: людей, которые имеют хоть какое-нибудь отношение к русской культуре или русскоязычному населению, там практически нет.
Австралия – многонациональная страна, и у ее жителей может быть разное этническое прошлое. Китайцы, сербы, хорваты, американцы, румыны, ирландцы, украинцы, армяне… Они все австралийские граждане. Большинство из них родились в Австралии, и все они оказались в оркестре исключительно потому, что где-то услышали русскую народную музыку. Их зацепили ее душевность, мелодичность, эмоциональность.
Интересно, но ведь чтобы так исполнять «чужую» народную музыку, нужно как минимум понимать, о чем музыканты поют и играют. А как это сделать, если никто из них не знает русского языка?
– Как музыканту мне и самой это любопытно и очень дорого: они рассматривают произведение не в контексте того, о чем оно, кем и когда было написано, они его ценят исключительно за музыкальное звучание. Поверьте, они не знают, о чем песня «Катюша», но им очень нравится мелодия, – говорит Людмила Никольская.
Фото из личного архива героини
«Эмиграция – очень сложный шаг»
Самые первые концерты в России ансамбль дал в Хабаровске и Южно-Сахалинске. После этого «Балалайка» выступала в Москве и Санкт-Петербурге, но любовь к Дальнему Востоку у старожилов оркестра осталась незабываемой.
– Как это объяснить? Я думаю, просто! Австралия, так же как и Дальний Восток, вся Азия, часть того же полушария, мы с вами живем в одном часовом поясе, и это не может не роднить. И так, как принимали у вас, нас больше не принимали нигде и никогда! Хотя практически всегда концерты в Австралии заканчиваются настоящими овациями, – делится Людмила.
Кстати, австралийцы и сами безумно полюбили этот коллектив. А вот эмигранты – нечастые гости на концертах.
– У меня на это свое объяснение: эмиграция – очень сложный шаг, трудный период в жизни, и человеку нужно время, чтобы реализовать различные свои нужды, и духовные, и физические, и материальные. И когда процесс «приживания» в чужой стране проходит, тогда хочется искусства, общения и расширения своих горизонтов. И пусть эмигранты последних лет не торопятся к нам, но я знаю, что пройдет лет 10 и они будут в числе наших постоянных зрителей, – уверена солистка.
Как одна семья
Людмила Никольская признается, что лично ее оркестр поддержал в самые трудные моменты эмиграции. Он стал для нее отдушиной, почти семьей. Кстати, в коллективе есть и настоящие семьи.
– Например, сербы: отец гастролирует с сыном и дочкой, и его дети играют в коллективе с детства. Есть брат и сестра армяне. Многие к нам приходят совсем юными, такие как Ричард – парень-австралиец китайского происхождения: потрясающее соло, к нам пришел, еще когда учился младших классах школы. Дети растут на наших глазах, мы стареем на их глазах – и это для всех участников оркестра намного больше, чем просто хобби. А все ценности, традиции и умение играть на народных инструментах у нас передаются из поколения в поколение. И только я пока не могу найти, кому передать свое мастерство игры на цимбалах. Возможно, когда-нибудь моя дочь, которой сейчас только семь лет и она уже играет на скрипке, захочет этому научиться. А может, придет новый человек в наш коллектив – ведь двери его открыты всегда и для всех.
Источник новости: http://2×2.su/rest/news/emigrantka-iz-avstralii-priznalas-chto-lyubov-k-da-106488.html