Бывшая швея Светлана Нечаева поведала, как падала в грязь по команде «Воздух!» и подскакивала по тревоге среди ночи
Связать свою жизнь с военными буднями Светлану Нечаеву заставила жизнь. Специальность у нее была далеко не военная: швея. Окончив биробиджанский техникум, пришла работать на благовещенскую швейную фабрику, стала мастером.
Без патриотизма
Активная и жизнелюбивая натура требовала выхода, так что трудовые будни Светлана успешно совмещала с общественной деятельностью. Пела в ансамбле, организовывала молодежные вечера и так далее. Девушку заметили и пригласили на работу в райком партии. В это время произошло знакомство с будущим мужем Геннадием. Он служил в артиллерийском полку. Потом как у всех: дружили, встречались, поженились.
– Я понимала, что связываю жизнь с военнослужащим. А значит, придется переезжать, такова армейская специфика, на одном месте редко кому позволяют служить, – рассказывает Светлана.
Так и получилось. Мужа перевели в одну из свободненских военных частей. Вместе с ним поехала и Светлана. Еще раньше она потеряла работу.
– Ничего не поделаешь. В 90-е годы произошла смена политического строя. Партийные органы упразднили, и я оказалась «за бортом». К тому моменту у меня за плечами было 12 лет гражданского стажа, – вспоминает женщина.
Попытка вернуться к профессии швеи успехом не увенчалась. Закрывались заводы и фабрики. Услуги швей-надомниц были мало востребованы. Не до нарядов, когда одни лишились работы, а другим по полгода задерживают зарплату или платят продукцией. Причем это не всегда были продукты или одежда, иногда месячный заработок выдавали водкой, мылом, стиральным порошком.
– Вот тогда мне муж предложил попробовать заключить контракт. Женщин в армию в те времена брали охотно, – делится Светлана. – Место нашлось сразу, в той же части, где проходил службу супруг.
Впрочем, армейские будни мало отличались от гражданской жизни. Ходить в форме не требовалось. Сдавать нормативы тоже. Да и специальность у рядового Нечаевой была больше бухгалтерская, чем военная.
– Вещевым складом заведовала. Правда, сама обмундирование не выдавала. Вела учет, заполняла документацию, отчеты составляла, – рассказывает благовещенка.
Минуло три года, и жизнь снова поменялась. Вернулись с мужем обратно в Благовещенск. Он – продолжать службу в вооруженных силах, Светлана – искать себе новую работу. Возвращаться на «гражданку» не хотелось. Пожеланиями двигал не патриотизм, а бытовые удобства. Во-первых, понимала, что каждый раз придется увольняться, как только мужа будут переводить к очередному месту службы. Во-вторых, в армии было легче с денежным, вещевым, продуктовым довольствием. В итоге решила снова пробовать заключить военный контракт. Написала рапорт командованию контрольно-пропускного пункта. Прошла медкомиссию и примерно полгода ждала ответа. Наконец явилась на новое место несения военной службы. Здесь Светлане пришлось надеть военную форму: парадную, полевую и повседневную в зависимости от случая и сезона.
– Выбор был богатый, – смеется бывшая военнослужащая. – И берцы носила, и сапоги… Куртки по сезону, костюм…Нам и белье нательное выдавали соответствующее. А зимой «примеряли» тулуп и валенки. Одним словом, обмундирование соответствующее – не до красоты.
В армии женщин нет
Для служивых обоих полов классификация предусмотрена единая: военный. А значит, все по Уставу. Надела погоны – и началось: учеба, наряды, ночные дежурства, стрельбы в мороз и в жару, занятия строевой подготовкой на плацу, кроссы 3 км с полной выкладкой на полигоне и прочие армейские «радости».
– Служба в армии для женщины серьезно отличается от работы на гражданском предприятии, – говорит Светлана. – К примеру, мы не могли надолго выехать за пределы города по своему желанию. Вызывали по тревоге в любое время дня и ночи. На службу не прибыть не имеешь права. Надо было явиться в течение часа в любом виде: больной, уставший и так далее. Не раз, бывало, сижу в театре, звонок на сотовый: «Тревога». Встаю и пошла. Как правило, тревоги случались поздно вечером, ночью и рано утром.
– А еще в армии физическая подготовка обязательна и для женщин, – продолжает героиня. – Требования предъявляют более щадящие, чем для мужчин. Но все равно приходилось нелегко. Бегали кроссы, отжимались, качались пресс и прочее. Кто-то справлялся, кто-то нет. И обиды были, и слезы. Нам говорили, вы не женщины, вы военнослужащие.
Особенно доставалось на стрельбах и учениях. Женская натура не позволяла падать в грязь по команде «Воздух». Приходилось себя перебарывать. Послабления делали на стрельбах. Разрешали подстилать плащ-палатку, чтобы из автомата стрелять по мишеням из положения лежа. Особенным подспорьем такой комфорт служил в дождь.
Вот так и дослужилась Светлана Минаева за 25 лет контракта от звания рядового до погон прапорщика.
Наше дело наблюдать
Между тем основными обязанностями Светланы во время службы по контракту было несение вахты по охране государственной границы.
– Оружие нам на дежурства не давали, наступательные действия не входили в регламент службы, – говорит прапорщик Минаева. – Заметила нарушителя, сообщила об этом оперативному дежурному по телефону, а он уже примет меры реагирования. Дежурства длились по несколько часов. Нас в течение этого времени меняли, так как в наряд заступали сразу несколько человек. Во время смены мы могли погреться, перекусить, посетить санузел.
Больничных в женском коллективе было много – связанных с собственным здоровьем и болезнями детей. Светлана говорит, что командование относилось с пониманием. Не было такого, что пойдешь на больничный, а потом окажешься на улице.
Попереживать пришлось, когда наступил предельный возраст для продолжения несения службы – 45 лет.
– Закон позволяет продлевать контракт на год, и так в течение пяти лет, – вспоминает благовещенка. – Продолжишь ты службу дальше или нет, решает командование. Мне посчастливилось выслужить полный пенсион, двадцать пять лет. Мой полувековой юбилей совпал с увольнением из армии за выслугу лет.
Дочери запретили
У военной службы масса преимуществ перед честным трудом на «гражданке». Например, бесплатный проезд к месту отдыха, санаторно-курортное и медицинское обеспечение, денежное довольствие, жилищный сертификат и так далее. Вот только дочери Екатерине, выросшей в семье военных и задумавшейся о продолжении династии, Светлана с мужем запретили даже думать об этом.
– Решили, что ей «армейщина» ни к чему. Служба очень ограничивает свободу личности. Многое под запретом. К примеру, нельзя выезжать за границу, – объясняет бывшая военная. – Или попал в поле зрения автоинспекции, нарушив правила дорожного движения, тут же придет рапорт командованию. Жизнь проходит под строгим надзором, пока служишь.
Поэтому Екатерина стала финансистом и работает в банке. При этом в семье не исключают, что при большой необходимости дочь может пойти служить по контракту.
– Никогда не знаешь, что произойдет с нами в будущем. Ситуация на рынке труда нестабильная, – говорит Светлана. – Может быть ей, как и мне, в свое время придется выбирать из двух зол. Если меня сейчас спросят, пошла бы я снова в армию, скорее всего, ответила бы утвердительно. При одном условии – служить вместе с мужем.
Без дела не сижу
Прошло три года после увольнения прапорщика Минаевой из рядов вооруженных сил. Силы были затрачены не зря. Достойная пенсия позволяет чувствовать себя свободной.
– Я первое время просто на крыльях летала. Никаких ограничений, простор для действий и решений, – делится женщина. – Работу новую и не думала искать. Случай распорядился иначе. Очередное поприще для применения сил нашлось само собой.
Светлане предложили возглавить общественную организацию в микрорайоне Центральном. Сейчас она организовывает досуг жителей, проводит концерты, праздники, конкурсы, помогает людям в составлении документов для разных инстанций, контролирует чистоту и порядок на вверенной территории и так далее.
Впрочем, прошлое не отпускает. Благовещенка продолжает поддерживать контакт с бывшими сослуживцами. Созваниваются, списываются в интернете. В этом году встречались на Дне пограничника. Надеются, что такие встречи станут традицией.
Это интересно
Первый контракт о прохождении военной службы заключается на три года.
Важные документы для заключения военного контракта
– личное заявление (указываются фамилия, имя и отчество; число, месяц и год рождения; место жительства; срок заключения контракта) – анкета поступающего на военную службу по контракту – автобиография, написанная от руки в произвольной форме – копия трудовой книжки – документы, подтверждающие профессиональное или иное образование |
– копии свидетельств о браке и о рождении детей – одна фотография размером 3х4 см – одна фотография размером 9х12 см (анфас) (на обороте чернилами указывается фамилия, имя, отчество и дата фотографирования) – копия свидетельства о рождении – служебная характеристика с последнего места работы (учебы) – выписка из домовой книги |
Документы не примут:
– если превышен предельно допустимый возраст (18-40 лет) – при вынесении обвинительного приговора и назначении наказания, ведении дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд |
– при наличии неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления – если есть факт отбывания наказания в виде лишения свободы |
Источник новости: http://2×2.su/job/news/blagoveschenka-poshla-sluzhit-v-armiyu-i-rasskazal-106888.html