Амурчанам показали реконструкцию образа амурского казака XVII века

« 1/3 »
« 2/3 »
« 3/3 »

У амурчан появилась возможность увидеть, как выглядел один из первых жителей области. Портрет защитника Албазинского острога, воссозданный на основе найденного черепа, представили на международной конференции «Дальневосточный фронтир: Приамурье в XVII веке». Гипсовый бюст сделали в Московском музее антропологии.

Сложную реконструкцию облика амурского казака-первопоселенца провели уже в Иркутске с помощью сверхточного 3D-сканера. Такое оборудование в России есть только в Иркутском и Псковском научных центрах. За основу взяли череп, найденный в Албазине ещё в 70-х годах XX века. Более 40 лет он хранился в фондах Новосибирска.

Раскопки на месте острога в Сковородинском районе проводили трижды: в 70-х, 90-х годах и в нынешнее время. Всего было найдено около 250 останков. Некоторые уже давно захоронены, другие находятся в АмГУ. К удивлению антропологов, прочнее костей оказались волосы.

«Волосы и ногти разрушаются первыми. И если только особые условия создаются, то внутри могильного пространства сохраняются волосы и ногти. И здесь уникально, что практически все индивиды сохранили, хоть клочок волос, но сохранили. А в некоторых случаях целые прически!», – рассказал сотрудник музея антропологии МГУ Денис Пежемский.

У некоторых албазинцев частично сохранились усы и бороды. У женщин – косы, уложенные на голове в калач. Кстати, учёные обнаружили останки всего трёх женщин. Возможно, обычно, их хоронили отдельно от мужчин.

Учёные установили, что албазинцы были не очень высокого роста – в среднем 168 сантиметров. Антропологам удалось реставрировать три черепа. Представили пока один. Также учёные показали коллекцию найденных артефактов XVII века. Например, пороховницу из рога, рыболовный крючок, пуговицы.

«Очень многие находки были испорчены в процессе разложения тканей. Мы находили бронзовые пуговицы, которые были закрыты в коконы из ткани и окислов, которые приходилось практически вскрывать. Для того, чтобы понять, что находится внутри. Либо образцы кожи, которые были покрыты плесенью», – рассказала художник-реставратор Фонда «Петропавловск» Варвара Хоменкер.

Где, когда и как были изготовлены керамические, фарфоровые и стеклянные украшения – определит учёный из Санкт-Петербурга. По его мнению, некоторые вещи могли быть завезены в Приамурье из Европы.

«Может, я ошибаюсь, но они напоминают голландские. В Голландии делали для колониальной торговли стеклянные бусы. Что-то похожее есть на памятнике индейцев XVII-XVIII веков в Америке», – высказался сотрудник сектора архитектурной археологии Государственного музея Эрмитажа Яков Френкель.

На международной конференции «Дальневосточный фронтир» подводили итоги летней экспедиции в Албазине, наметили планы на проведение совместных раскопок, на встречу приехали и китайские коллеги. В следующем году учёные ждут новых открытий. Например, они хотят воссоздать облик защитницы Албазинского острога.

 

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2014/12/11/86667