|
«…строго говоря, сухопутных сообщений в Амурской области не имеется… В распутицу, во время ледохода на реках, прекращается всякое сообщение в области», – так о дорожной ситуации в Приамурье в 1896 году писали в пояснительной записке к проекту амурской железной дороги. Необходимость строительства была очевидной. Как обсуждали, принимали решение, а затем строили, рассказывают старые документы и фотографии. Событие, которое свершилось ровно 100 лет назад, сегодня имеет колоссальное значение для Амурской области. А когда-то торговый люд Благовещенска сильно в этом сомневался. «Есть документы, которые говорят о том, что вопрос этот был сложным и на местном уровне, поскольку в амурском речном пароходстве очень сильно боялись потерять в своих доходах после того, как откроется амурская железная дорога», – объясняет главный архивист Государственного архива Амурской области Ольга Сорокоумова.
В марте 1908 года большинством голосов в Государственной Думе было решено: строить дорогу немедленно: от станции Куенга Забайкальской железной дороги до Хабаровска, с ветками к Нерчинску и Благовещенску. Климатические условия были настолько тяжёлыми, что рабочие, приехавшие из средней полосы России, не выдерживали и уезжали или просили больших денег. Поскольку привлекать иностранную рабочую силу – китайцев и корейцев – не захотели, решено было использовать труд ссыльных и арестантов. Такой опыт в дальнейшем в России используют не раз. Строительство дороги продолжалось почти восемь лет. Ветку на Благовещенск открыли 6 декабря 1913 года. Полностью строительство было закончено в 1916 году. А за два года до этого для поддержания порядка на железной дороге было создано жандармское полицейское управление, в советское время ставшее транспортной милицией. Историю её создания в Амурской области собираются рассказать в книге. Материал для издания собирают в разных регионах. Так, в Госархив Амурской области попали интересные документы из Забайкалья. «В архиве УВД по Забайкальскому краю нашлись уникальные документы по обеспечению дорог, в том числе и Амурской железной дороги, необходимыми продуктами питания на момент снегоборьбы. Они были подписаны ещё в 1938 году Кагановичем», – рассказывает ветеран Благовещенского линейного отдела МВД России на транспорте Лидия Лопатина.
Благодаря проложенной железнодорожной ветке в начале ХХ века в Благовещенск хлынула новая волна переселенцев, увеличилось количество транспорта, удвоился бюджет, благовещенские купцы и предприниматели активно работали на госзаказы, и, несмотря на мнения скептиков XIX века, город до наших дней не потерял статуса административного центра.
Поделиться:
Источник новости: http://www.amur.info/news/2013/12/06/38.html