Очищая в Страстную неделю душу и тело от грехов, верующие не забывают и о своем жилье. Уже сейчас убирают, чистят, хлопочут по хозяйству, чтобы потом не отвлекаться на все это во время встречи Пасхи. Разгар таких хлопот приходится на Великий, или Чистый четверг, что покровительствует чистоте и опрятности.
В этот день, кстати, можно резать скот для блюд Светлого Христова воскресенья, поскольку считается, что четверг-угодник сохранит мясо от порчи.
По традиции Чистый четверг надо встретить рано утром, до рассвета совершить обряд омовения «с серебра». Специально для этого надо положить в емкость с проточной водой серебряную монету. Считается, что, умывшись такой водой, станешь сильным и здоровым на весь год. В старину, чтобы набрать проточной воды, хозяйки шли на речку и на восходе солнца черпали воду, а потом обливались перед домом сами, затем будили близких и заставляли обливаться и их. Для маленьких детей речную воду подогревали. После обряда омовения перевязывали запястья, щиколотки и поясницу нитками и не снимали их до тех пор, пока они изотрутся. Это тоже было гарантом здоровья.
Поскольку в Великий четверток христиане вспоминают Тайную вечерю, на которой Спаситель омыл ноги своим ученикам и тем самым показал пример смирения и братской любви, в церквях начинают варить миро – деревянное масло с красным вином и благовониями. Особое внимание уделяют и приготовлению «четверговой» соли. Обычно крестьяне делали это так: крупную соль заворачивали в тряпочку и перепекали в печи, иногда, чтобы очистить продукт от скверны, добавляли квасную гущу. Полученная таким образом «четверговая» соль используется для приготовления еды, лечения больных.
И в старину, и сегодня с Великого четверга начинали готовить «крашенки» и «писанки», творожную пасху, печь куличи. Чистый четверг хорош и для изготовления особых, страстных свечей. Такие защищают жилье от пожаров, а живущих в нем от болезней.
Интересно отметить еще один обычай, связанный с Великим четвергом. Это заклинание мороза. Специально для этого хозяйки варили овсяный кисель, с которым выходили на улицу и говорили: «Мороз, мороз, не побей наш овес, но приходи кисель есть». Это кушанье старались сберечь до Пасхи, чтобы обязательно им разговеться, а уж потом приступить к куличам и пасхе. Затем к обряду приступал хозяин. Он либо выносил остатки киселя на улицу и говорил: «Мороз, мороз, поди к нам кисель с молоком хлебать, чтоб тебе наше жито и поле оберегать, градом не бить, червем не точить и всему бы в полю целу быть»; либо выплескивал через порог и приговаривал при этом: «Мороз, мороз, не бей наш овес, нашу рожь! Бей дуб, да клен, да бабий лен, да конопли, как хочешь колоти!»
Источник новости: http://www.amur.info/news/2008/04/24/2.html