Создателю «Экипажа» и «Таежного романа» Александру Митте сегодня 75

Александр Наумович Митта (Рабинович) сегодня отмечает 75-летний юбилей. Имя знаменитого кинорежиссера и сценариста известно не только в России, но и за рубежом. Он никогда не скрывал свою фамилию Рабинович, мало того, он и псевдоним-то взял от еврейского «мита», что означает приспособление для переноски покойников. Ничего веселого, да он и сам невеселый человек, скорее всего, потому, что человек основательный.

За всю творческую жизнь Митта снял всего-то 15 фильмов, зато каких! «Экипаж» – первый фильм-катастрофа, который побил все рейтинги по посещаемости, и в котором впервые была показана эротическая сцена. Кинокартины «Друг мой, Колька», «Гори, гори, моя звезда», «Звонят, откройте дверь», «Без страха и упрека», «Затерянный в Сибири», «Граница. Таежный роман», «Сказка странствий», «Раскаленная суббота», «Экипаж» и другие смотрели еще в Советском Союзе, с удовольствием смотрят и пересматривают сейчас. А в кино он вошел в 60-е годы вместе с Андреем Тарковским и Василием Шукшиным, в его фильмах впервые прозвучали песни Булата Окуджавы, он дружил с Владимиром Высоцким, которого снял в главной роли в одном из первых своих кинокартин «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». У Александра Митты снимались Георгий Жженов, Леонид Филатов, Евгений Леонов, Ролан Быков, Олег Табаков, Андрей Миронов, Александра Яковлева, Анатолий Васильев, Олег Ефремов, Елена Проклова, Ольга Будина и другие. Режиссер говорит, что ему нравится работать с Алексеем Гуськовым, Ренатой Литвиновой, Еленой Пановой, Александром Семчевым. Кроме режиссерской деятельности и написания сценариев Александр Митта снялся в двух фильмах Марлена Хуциева – «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и «Июльский дождь».

А вообще Александр Наумович мечтал стать известным художником. Именно так он начинал творческую деятельность. Митта окончил архитектурный факультет Московского инженерно-строительного института МИСИ и работал графиком-карикатуристом в юмористических журналах. Уже после поступил на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма. Сегодня Александр Наумович в творческом поиске. По словам кинорежиссера, он закончил писать один сценарий, на подходе другой. Преподает в России и за границей – в университетах Вильнюса, Риги, Германии, Ирана. Со следующего года собирается передавать свой опыт и студентам ВГИКа. За большие заслуги в области искусства указом президента Митте присвоено почетное звание «Народный артист Российской Федерации».

***

60 лет исполнилось американской актрисе Дайанн Уист. В юности занималась балетом, но после увлеклась театром. Дебют актрисы на сцене состоялся в 1976 году, а уже три года спустя она удостоилась нескольких профессиональных театральных премий. В кино Дайанн Уист дебютировала в 1980 году, снявшись в фильме «Мой ход», а после вновь блеснула на сцене. Среди ее интересных работ в кино «Эдвард Руки-Ножницы», «Вольный», «Клетка для пташек», « Пурпурной розе Каира», «Фараоны и Робберсоны», «Пули над Бродвеем», «Ханна и ее сестры», «Родители».

***

140 лет назад родился писатель Максим Горький (Алексей Пешков). Его детство прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»). Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, рос «самоучкой». Знание жизни Алексей получил, работая посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, «мальчиком» в магазине… Именно тогда и возникли у Пешкова мысли о переустройстве мира. Повзрослев, принимал активное участие в революционном движении, помогая социал-демократической партии своими связями и средствами. Небольшое расхождение с взглядами большевиков началось в 1909 году. Во время войны издавал умеренно-интернационалистический журнал «Летопись». После Февральской революции основал интернационалистическую газету «Новая Жизнь», которая стала объединяющим центром своеобразного «новожизненского» течения в социал-демократической партии. Октябрьскую революцию писатель встретил с нескрываемым пессимизмом. Но уже в 1919 году становится ярым защитником Советской власти. Правда, через три года так же активно защищает эсеров. С 1921 по 1928 гг. Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. В Сорренто написал «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника», роман «Дело Артамоновых», начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина». Среди известных произведений – «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов», «Фома Гордеев», «Песня о Соколе», «Трое», «Песня о буревестнике», «Жизнь ненужного человека», «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «По Руси», «На дне» и другие. В начале 30-х предпринял пробную поездку на родину, а окончательно вернулся в Россию в 1933-м. Максим Горький был одним из самых печатаемых советских писателей и драматургов. Как политик поддерживал Сталина, по крайней мере, фактически был его моральным прикрытием перед лицом мирового сообщества. В числе других писателей Горький ездил на строительство Беломорканала, а потом стал одним из трех редакторов сборника, прославлявшего рабский труд. Именно Максиму Горькому принадлежит широко распространенная фраза: «Если враг не сдается – его уничтожают», ставшая своеобразным оправданием беззаконий, творившихся органами НКВД. Многочисленные статьи Горького-Пешкова создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства фактах, о которых писатель не мог не знать. Смерть Горького, как и многих известных людей сталинской эпохи, была окружена атмосферой таинственности. Однако версии о насильственной смерти писателя и его сына Максима Пешкова до сих пор не нашли документального подтверждения.

***

85 лет со дня рождения писателя, драматурга, архитектора, переводчика и живописца Михаила Анчарова. Михаил Леонидович десантником прошел Великую Отечественную войну, после был направлен в качестве переводчика китайского языка на Дальневосточный фронт (во время войны окончил Военный институт иностранных языков Красной Армии), воевал в Маньчжурии. Демобилизовавшись, поступил в Московский государственный художественный институт на отделение живописи. Наиболее популярна его трилогия о творчестве: «За птицей Гертрудой», «Самшитовый лес», «Записки странствующего энтузиаста». Попробовал себя и как сценарист в телесериале «День за днем».

Еще до войны Михаил Анчаров писал песни на стихи других поэтов, после войны уже и на свои собственные стихи: «Прощальная дальневосточная», «Баллада о мечтах», «Не шуми, океан, не пугай…», «Песня об истине», «Час потехи», «Она была во всем права…», «Баллада о парашютах», «Песня о России». Бесспорным шлягером начала 70-х стала «Стою на полустаночке в цветастом полушалочке…»

По материалам интернет-СМИ

Источник новости: http://www.amur.info/news/2008/03/28/45.html