Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения писателя Бориса Полевого (настоящая фамилия – Кампов). Если бы прозаик и журналист написал только одну «Повесть о настоящем человеке», он все равно оставил бы неизгладимый след в литературе. «Повесть» вне времени. Она будет интересна всегда, потому что она о настоящем характере, воле к победе, мужественности. В основе повести – реальный подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева, который продолжал воевать и после ампутации обеих ног.
Борис Николаевич Полевой родился в Москве, в семье юриста. Когда сыну исполнилось пять лет, Камповы переехали в Тверь. Там Борис окончил школу, там же после окончания средней школы и промышленного техникума работал на текстильной фабрике. От отца, умершего очень рано, осталась прекрасная домашняя библиотека, а любовь к чтению книг привила мама Бориса – врач по профессии. Именно она направляла чтение в нужное русло. А журналистикой Борис Николаевич увлекся, еще будучи в шестом классе. Тогда же он поместил в газете «Тверская правда» первую корреспонденцию. Через два года его заметки и корреспонденции о жизни города уже регулярно публиковались на страницах газет. В 20 лет он оставил рабочую профессию и перешел на работу в газеты «Тверская правда», «Пролетарская правда», «Смена». В эти же годы Полевой написал и издал первую книгу очерков «Мемуары вшивого человек», которая рассказывала о жизни людей «дна». Она стала первым и единственным изданием, подписанным фамилией Кампов. Следующие книги выходили под псевдонимом Полевой. Родился он в результате предложения одного из редакторов перевести фамилию Кампов, образованную от латинского слова campus – поле, на русский. Журналистскую профессию Полевой не оставил и в годы Великой Отечественной войны. Он был на фронтах как корреспондент «Правды». Фронтовые впечатления легли в основу книг: «От Белгорода до Карпат», «Повесть о настоящем человеке», «Мы – советские люди», «Золото». О труде в тылу – произведения «Вернулся», «Современники», «Глубокий тыл». Не оставлены без внимания критики и «Горячий цех», «Доктор Вера», путевые дневники «Американские дневники», «За тридевять земель», «Саянские записи», «Ангарские записи», «30 000 ли по новому Китаю», «На диком бреге».
О себе Борис Николаевич говорил: «Я, прежде всего, репортер!» Его кредо – любовь к факту, талант найти и рассказать человеческую историю словами очевидца. Он был отличным редактором. Всегда помогал начинающим писателям, сам читал рукописи и давал им оценку. Долгие годы возглавлял журнал «Юность». Он были и общественным деятелем: был секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Европейского общества культуры. За свою общественную деятельность в 1968 году писатель отмечен Золотой медалью Мира. В 1974 году Борису Полевому присвоено звание Героя Социалистического Труда. Умер Б.Полевой в 1981 в Москве.
***
Сегодня 70 лет со дня рождения одного из величайших танцоров XX века Рудольфа Нуриева. Он родился в Иркутске, а в Уфе, куда переехала семья, танцевал в детском фольклорном ансамбле, после поступил в Ленинградское хореографическое училище, окончив которое становится солистом труппы одного из самых известных театров страны – имени С. Кирова, которому после вернули прежнее название «Мариинский»).
Девиз Нуриева: «Я танцую для собственного удовольствия. Если вы пытаетесь доставить удовольствие каждому, это не оригинально». Оригинальным он был и в жизни. Рудольф стал первым советским мужчиной, который во всеуслышание признался в нетрадиционной ориентации. В 23 года, из-за его «увлечений», он чуть было не поплатился свободой. В то время Нуриев находился в Париже на гастролях. Неожиданно его вызвали в Москву. Все дело было в том, что в столице получили подтверждения тому, что артист – гомосексуалист. Танцору грозили семь лет тюрьмы или работа осведомителем. Рудольф решил не возвращаться на родину. В аэропорту, провожавшая танцора миллионерша Клара Сент, посоветовала подойти к полицейским и сказать им: «Я хочу остаться во Франции». Женщина заверила артиста в том, что стражи порядка ждут его. Однако сотрудники КГБ, опасаясь неожиданных выходок со стороны Нуриева, стали оттеснять танцора, но он вырвался и совершил свой знаменитый прыжок, который впоследствии стали называть прыжком к свободе. Рудольф приземлился перед полицейскими и сказал: «Я хочу быть свободным». Так советский танцор оказался в эмиграции. Первое выступление Нуриева в Париже – в балете «Спящая красавица» стало сенсацией. Рудольфу удалось исполнить практически все ведущие мужские партии классического балета. Благодаря ему роль партнера сравнялась с ролью балерины. Для большей выразительности Нуриев выходил на сцену в одном трико и танцевальном бандаже. Публика ходила «на Нуриева», устраивая ежевечерние овации. Поклонники балета, танцоры до сих пор в восторге от «Жизели» в исполнении Нуриева и его партнерши Марго Фонтейн, балериной Лондонского королевского балета, где более 15 лет служил Рудольф. Восторженные отклики получили «Маргарет и Арман», «Баядерка», которую Нуриев возродил для себя и Фонтейн, «Сильфида», «Спящая красавица». Нуриев пробовал себя и как режиссер. И в этом проявился его талант. Он поставил несколько классических балетов, принесших Нуриеву успех: «Раймонда», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Буря». Снимался великий танцор и в кино и на телевидении. В 70-х вышли танцевальный фильм с его участием «Я – танцовщик» и «Валентино», где Нуриев сыграл роль известного голливудского актера Валентино.
В 1976 году известные деятели культуры собрали более 10 000 подписей под просьбой дать матери Нуриева разрешение на выезд из СССР. К руководителям Союза лично обращались 42 сенатора США, ходатайствовала ООН, но все было бесполезно. Лишь после прихода к власти Михаила Горбачева танцору Нуриеву разрешили приехать в Уфу, чтобы проститься с умирающей матерью. Когда Рудольф остался во Франции, в его кармане было всего 36 франков. Через годы, проведенные за границей, его состояние оценивалось в 80 миллионов долларов. Получив австрийское гражданство, Нуриев остался во Франции, так как являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера. А в 1981 году стало известно, что Рудольф Нуриев болен СПИДом. Со страшной болезнью танцор боролся 12 лет, но болезнь победила. По словам врачей, 54-летний танцор умер тихо, без страданий. За несколько лет до своей кончины танцор побывал с гастролями в СССР. Он станцевал несколько спектаклей на сцене «Маринки», но остался недоволен поездкой. Родина принесла лишь разочарования. Свои дни танцор доживал на второй родине, во Франции.
***
265 лет назад родилась княгиня Екатерина Романовна Дашкова (урожденная Воронцова), участница переворота 1762 года, приведшего на престол Екатерину II. Екатерина Дашкова принадлежала к одному из древнейших дворянских родов России. Девочка рано потеряла мать, поэтому воспитывалась в семье своего дяди, канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. В его доме она получила прекрасное образование. Замуж графиня Воронцова вышла в 15 лет. Ее супругом стал поручик Преображенского полка Михаил Дашков. В Москве, где прошли первые годы счастливого замужества, Екатерина с грустью вспоминала свою венценосную подругу, тезку Екатерину. С первого знакомства они прониклись взаимной симпатией, выделили друг друга из толпы. Две Екатерины – «большая» и «маленькая» – были чрезвычайно близки друг другу, несмотря на то, что любовницей Петра III была родная сестра Дашковой. В мундире Преображенского полка, готовая победить или пасть в борьбе, Екатерина Дашкова вместе с друзьями мужа, братьями Орловыми, помогла Екатерине II взойти на престол. Однако вскоре между подругами начался разлад. Причина – Григорий Орлов. И пока Екатерина II правит Россией, Дашкова занимается мужем и детьми. Правда, скорее она остается одна. Вместе с детьми уезжает в деревню, где экономит на всем. Спустя пять лет Дашкова употребила сэкономленные деньги на поездку за границу для воспитания и образования сына Павла и дочери Анастасии. Самые строгие педагоги не смогли бы обнаружить изъянов в системе воспитания «по Дашковой», но дети выросли на редкость никчемными и бестолковыми. И все же за границей княгиня Дашкова приобрела славу одной из самых просвещенных женщин Европы. Ее принимали Дидро и Адам Смит, Вольтер. Поэтому к возвращению Екатерины «большая» Екатерина отнеслась благосклонно. В 37 лет Дашкова получает назначение стать директором Академии наук в Петербурге. Почти за 12 лет своего президентства Екатерина Романовна восстановила академическое хозяйство: построила новое здание академии, восстановила деятельность типографии, «выбивала» деньги на экспедиции. Благодаря ей были изданы труды М. В. Ломоносова. Дашкова много переводит, пишет, редактирует. Круг ее интересов – история, словесность, воспитание юношества. Вершиной ее организаторской и научной деятельности стал «Словарь Академии Российской». Карьера Дашковой подошла к концу со смертью Екатерины II. Княгиню сослали в глухую деревеньку. В Москву Дашкова вернулась после восхождения на престол Александра I, но последние годы прошли в одиночестве.
По материалам интернет-СМИ
Источник новости: http://www.amur.info/news/2008/03/17/5.html