Яркие краски, чёткие контуры и запоминающиеся сюжеты – вот тот самый коктейль, который так нравится посетителям художественных галерей. Художники Приамурья знают об этом не понаслышке: их работы сразу бросаются в глаза на выставках, приковывая внимание ценителей искусства. Что стоит за созданием этих шедевров, как достичь высот в художественном творчестве и какие минусы есть у графики, корреспонденту Амур.инфо рассказала народный мастер Амурской области, художник, мастер декоративно-прикладного искусства Евгения Намаконова.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой
— Евгения, как давно вы приобщились к творчеству?
— Творчеством я занимаюсь с детства. Наверное, всё-таки люди рождаются с какими-то данными. Поэтому главное – прислушиваться к своим способностям, интересам и, конечно, развивать талант. Также у меня художественно-графическое образование, порой я провожу разные мастер-классы.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
— А с чего начался ваш творческий путь?
— В целом у меня долгий путь в творчестве. С детства была тяга к рисованию, родители заметили это и отправили меня сначала в соответствующий кружок в Доме пионеров. А через какое-то время, когда я уже подросла, меня приняли в художественную школу. Мне повезло, так как учитель у меня был замечательный: Наталья Юрьевна Мартиросян дала мне огромный толчок для развития творчества, личности, интересов.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
В художественной школе я теснее познакомилась с композицией, рисунком, живописью, декоративно-прикладным искусством. Там мне было интересно. Я много рисовала, и как-то неожиданно появился уже в то время свой узнаваемый почерк, стиль. Этот стиль был похож на пуантилизм: мелкие мазки, которые вблизи выглядели дробно, но издалека складывались в цельные образы, и тогда становились видны предметы, формы, вся композиция.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
В то время, когда я училась, в художественной школе хорошо относились к стилизованным работам. А вот потом, когда я уже была студенткой педагогического колледжа, там на художественно-графическом отделении всё это преподавателям не нравилось – эта дробность и всё прочее. «Никакого локального цвета», «чёрный цвет убрать» и многое другое. Поменялась методика обучения: мне она совершенно не нравилась. Я многого не понимала, и интерес к обучению пропал. Какое-то время были мысли покинуть это учреждение, но образование-то обязательно нужно было получить. В итоге педагогический колледж я закончила, и у меня в 18 лет был диплом учителя рисования. Позже я там же получила заочно высшее образование за 3 года.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
С 2006 года я занимаюсь профессионально художественным творчеством, где уже нет учителей и педагогов – я в свободном плавании, и мне это нравится. Ведь сколько было учителей, и все учили по-разному. Я предпочитаю прислушиваться к себе, близким, друзьям, к людям, которые меня направляют на верный путь. Смотрю, что кому нравится, экспериментирую и делаю выводы. Так со временем мой художественный стиль менялся, и я вернулась к декоративному, авторскому творчеству, но это уже совсем не пуантилизм.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
— Что сподвигло вас именно рисовать? Может быть, были попытки уйти в другие творческие сферы?
— Я много чем занималась. Пробовала шить, делала примитивные игрушки, бижутерию, бисероплетением увлекалась, из сухоцветов картины создавала. В общем, что-то искала, но поняла, что рукоделие – совершенно не моё. Я вернулась к художественным делам. Какое-то время работала над компьютерной графикой иллюстраций для справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения. И всё-таки я остановилась на декоративной живописи и росписи. На всё времени не хватает. И чтобы достичь высот, нужно найти одно направление, а не прыгать с одного на другое. Я художник, и мне нравится придумывать, сочинять разные образы, композиции, собственный мир.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
Около семи лет я преподавала разные художественные предметы в педагогическом колледже. И мне неожиданно дали вести роспись по дереву. Конечно, в то время я была не специалистом, не мастером именно в этой сфере. Мне приходилось самостоятельно изучать народную роспись, различные мотивы, её виды, историю. Считаю, что я всё это прошла вместе со студентами. Помогали книги и интернет. И вот с 2010 года я занимаюсь росписью по дереву. На самом деле мне было нетрудно обучиться: помогли мои декоративные натюрморты. Их до росписи было сделано множество, и рука у меня уже была набита, база наработана. Усидчивость, аккуратность, терпение и желание созидать – это важные требования для занятий росписью. Сейчас я занимаюсь авторской, декоративной и народной росписью. Какое-то время занималась батиком – росписью по ткани. Но, опять-таки из-за нехватки времени пришлось это всё отложить, да и для такого творчества нужна мастерская.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
— Вы сказали, что со временем выработали собственный стиль. А что необходимо, чтобы он появился у художника?
— Чтобы найти свой стиль, нужно много экспериментировать. Вот, к примеру, декоративная живопись – это не классическое исполнение, не то, что видят наши глаза. Тут совершенно другие задачи: стилизация, контрастные, локальные цвета и оттенки, контуры, обратная перспектива и многое другое. Конечно, такая живопись или графика имеет свои законы, и их обязательно нужно изучить – законы композиции, цветоведения и разные приёмы. И когда студенты с натуры писали декоративный натюрморт, то у всех работы получались своеобразные. Они отличались собственным стилем.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
Я начинала с декоративных натюрмортов. Что-то писала с натуры, что-то придумывала. И выполняла работы гуашью, а для яркости добавляла где-то качественную акварель. Этот стиль был похож на витраж: предметы разделялись на фрагменты и плоскости разных оттенков благодаря форме и разным цветам, присутствовали разной толщины и пластики контуры.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
В 2015 году я перешла на акрил и холст. Акрил очень хорошо подходит для росписи и декоративной живописи. И всё-таки графика имеет свои существенные минусы: её очень тяжело исправить. Конечно, появилось больше возможностей с этими новыми материалами – разная фактура, более насыщенный цвет, больше смелости в работах и, естественно, экспериментов. И стиль опять поменялся. Менялась со временем и тематика.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
— Кстати, о тематике: что вы чаще всего изображаете?
— Это женские образы, животные, цветы, пейзажи. Я изображаю то, что любят женщины. Женские образы мне близки: где-то я изображаю себя и то, что меня привлекает. Ещё мне очень интересны времена года. Лето – мой любимый сезон. В это время столько красивого и вкусного можно изобразить! А зимой я делаю соответствующие работы и готовлю разные сувениры к Новому году. Обожаю рисовать осень, когда она яркая и падает листва. Ну а весна для меня – это, прежде всего, майские деньки. В это время на душе радость, я ощущаю приятные ароматы и вижу, как всё цветёт. Также часто на новые образы меня вдохновляют праздники, жизненные моменты, животные и даже сны, фильмы, музыка, отдых и многое другое.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
— А какие из ваших работ наиболее интересны широкой аудитории? Предпочтения зрителей совпадают с вашими идеями?
— И мужчинам, и женщинам интересны мои графические ангелы. А вот образы дам привлекают чаще всего именно женщин. Сувениры нравятся и детям, и взрослым, и, конечно, туристам, в том числе и иностранным, потому что эти работы яркие, контрастные, а главное – позитивные.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
— Вы, наверное, и в профильных конкурсах успеваете участвовать?
— Когда я начинала свой творческий путь как художник и мастер, то, будучи ещё новичком-энтузиастом, с радостью участвовала в разных конкурсах. Всё-таки тогда я была моложе, было больше интересов и энергии. Конкурсы самые разные: Russian Art Week, «Дальний Восток мастеровой», какие-то конкурсы международные, российские, областные… Много всего было. А сейчас уже выбираю, где представить свои работы. В последних конкурсах, в которых принимала участие, старалась продвигать свой туристический сувенир. Из последних и важных для меня конкурсов особо отмечу всероссийскую программу «100 лучших товаров России»: там я стала лауреатом 1 степени в конкурсной номинации «Изделия народных и художественных промыслов». Именно туристический сувенир, посвящённый Амурской области, и получил награду.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
— А вообще какие темы в творчестве для вас сейчас наиболее актуальны?
— Безусловно, русская тематика. Наша культура так богата и привлекательна, что обойти её не могу. Это и региональный компонент, в том числе культура коренных жителей Амурской области – в живописи и росписи я изображаю, помимо всего прочего, эвенков. Конечно, тут и амурские «изюминки»: амурозавры, космодром Восточный, достопримечательности Благовещенска, местные растения и животные. Все эти мотивы я использую, когда пишу картины, что-то расписываю, так как эта тема людям действительно интересна и потому очень актуальна. Ещё одна очень хорошая, на мой взгляд, тема – это мои «Ангельские истории». Во время пандемии на Рождество четыре года назад появился мой первый графический ангел. И вот их уже более 70 штук. Причём кто-то в этих образах видит ангелов, а кто-то – фей. Большинство нарисованных крылатых уже от меня улетели и живут в разных уголках России и Китая. И, кроме перечисленного, я делаю ещё туристические сувениры, ведь мы находимся на границе с Китаем, а жителям этой страны наша культура очень интересна.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
— Похоже, у вас идей хватит на годы вперёд! А в целом к чему хотели бы прийти в будущем как мастер?
— Хотелось бы быть востребованным художником, чтобы приходили хорошие заказы, от которых я ни за что бы не отказалась. И, конечно, я и дальше хочу экспериментировать и придумывать нечто своё – необычное.
Фото: личный архив Евгении Намаконовой Фото: личный архив Евгении Намаконовой
Источник новости: Amur.info