«Разговариваю с глиной»: мастер-керамист рассказала, как рождается приамурская игрушка

Лепка из глины увлекает многих амурчан: для кого-то это занятие сродни медитации, а кому-то просто нравится воплощать свои творческие идеи с помощью керамики. И лишь единицы знают, что путь керамиста к высотам мастерства – это настоящая глиняная сказка, наполненная самыми неожиданными поворотами сюжета. Об этом, а также о том, что такое «Праздник Топора», как рассказать об эвенкийских традициях через игрушку и почему начинающему мастеру важно «подружиться» с глиной, поведала корреспонденту Амур.инфо благовещенка Ольга Сергиенко – народный мастер Амурской области, педагог, руководитель арт-студии, автор приамурской глиняной игрушки.

«Разговариваю с глиной»: мастер-керамист рассказала, как рождается приамурская игрушка

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

— Ольга, как долго вы уже работаете с глиной и учите этому других?

— Я в дополнительном образовании с 1998 года и по сей день – 27 лет. Моё увлечение декоративно-прикладным творчеством – лепкой из глины, живописью, росписью, рукоделием – стало моей работой, тут мне повезло. Занимаюсь любимым делом и обучаю этому людей. И хоть работаю давно, но по меркам керамистов всё равно недостаточно. Основной упор у меня был на педагогическую деятельность. Только в последние лет пять поняла, что лепка меня притягивает больше всего.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

— А как вы поняли, что керамика – это точно ваше?

— В педагогике я всё себе доказала и всего, что мне нужно, достигла. Теперь хочу создавать своё, авторское, проявлять себя как мастер. А путь к этой мысли заложил мастер-гончар, ремесленник Сергей Петрович Гуцан из села Солнечного Ивановского округа ещё в 2000 году. Когда была у Сергея Петровича и его семьи в гостях, он сказал: «Оля, не разбрасывайся, ищи что-то своё».

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

— Наверное, вы тоже с гончарным кругом работаете? Или всё-таки выбрали ручную лепку?

— Я владею только ручной лепкой, к ней у меня больше лежит душа. В ручной лепке много приёмов и способов: лепка из пласта, лепка из жгута, пластический, конструктивный, комбинированный способы лепки, формовка. Тут больше возможностей для самовыражения и творчества, а в гончарном деле больше технических моментов – нужна правильная постановка рук, сила, концентрация. Восхищаюсь гончарами, смотреть на работу гончара можно бесконечно, так же, как на огонь и воду. Мастерство гончара завораживает. За каких-то 10-15 минут на твоих глазах рождается чудо. Это удивительное зрелище.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

— Каков ваш обычный рабочий процесс, что лепите? Наверняка Приамурью в тематике ваших работ отведено особое место?

— Очень люблю изображать животный и растительный мир. Глина – она ведь живая, чувствует настроение человека, то, как он обращается с ней. Во время лепки при рождении какого-то персонажа я разговариваю с глиной, улыбаюсь, строю рожицы так, как это сделал бы мой персонаж. Отрабатываю мимику будущего героя на себе. В каждой работе есть частичка моей души, внутреннего мира – то, чего не опишешь словами.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

Раньше я много лепила миленьких улыбающихся зверюшек, таких, чтобы человек не мог пройти мимо, а заметил, остановился, улыбнулся, взял в руки и начал рассматривать. Этому и детей учила: мы творим не только красоту, но и эмоции. Сейчас я перешла на «более взрослый» уровень, профессиональный. В моих игрушках просматривается история и глубина, философия.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

Когда леплю, настраиваюсь на особую волну, внутри меня начинает звучать музыка, я отключаюсь полностью от реальности и ухожу в другой мир, возникает какая-то связь с космосом, как бы странно это ни звучало. Особенно я это ощущаю во время лепки приамурской игрушки. Это моё детище. Это игрушка, которая рассказывает о жизни народов Приамурья, традициях, костюме, а также о флоре и фауне нашего региона. Главными в этой игрушке являются образы и орнамент. Когда вырисовываю орнамент на готовом изделии, возникает чувство, что я как будто постигаю тайны мироздания, проникаю в них, закладываю шифр. В этом есть какое-то таинство.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

— А были у вас такие работы, которые по какой-то причине запомнились особенно?

— Дымковская игрушка вот запомнилась. Я начинала обучение лепке именно с неё. Тогда я не знала, как обращаться с глиной. Очень мало информации было о подготовке этого материала к лепке, а та, что была, казалась непонятной и сложной. Было много ошибок. Сушить глину я ставила на солнышко или батарею, а этого делать категорически нельзя. От быстрой сушки поделки трескались и рассыпались.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

Остались в памяти и милые зверюшки. Мы с детьми продвигали идею амурской сувенирной продукции – керамической с бисером. Очень интересная коллекция. Она разошлась на подарки. Часть продали на ярмарках в Благовещенске и Китае, вывозили работы на выставки и конкурсы.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

И конечно, отдельного внимания достойна первая приамурская игрушка. Она родилась в результате исследовательской работы, которую я вела вместе с детьми. У нас была творческая группа. Однажды при подготовке к конкурсу декоративно-прикладного творчества во Всероссийском детском центре «Океан» (а там нужно было представить свой регион) мы задались вопросом, почему на западе России есть народная игрушка, а у нас не зародился такой промысел. И если её нет, то нужно создать свою, приамурскую, игрушку.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

Мы начали искать информацию во всех источниках, даже побывали в Тынде, в эвенкийской деревне, проехали по сёлам Хабаровского края, посещали музеи, библиотеки. В интернете тогда было мало всего по таким темам. Результатом стало изготовление нескольких вариантов игрушек, отражающих особенности Приамурья. Заключительным вариантом стала побеленная игрушка, на манер народных, с цветным приамурским орнаментом с изображением пяти тотемных животных. Мы презентовали своей проект в Москве, на престижном конкурсе исследовательских работ имени Вернадского, где участник нашей группы стал лауреатом в своей номинации. А судьба у самой первой приамурской игрушки интересная: её приобрёл коллекционер из Москвы. Моя мама очень хочет, чтобы я ту игрушку воспроизвела заново.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

— Наверное, создать такую игрушку довольно сложно, а новичку – и подавно… С чего можно начать в лепке из глины, если раньше ею серьёзно не занимался?

— Глину нужно понять и прочувствовать. Она бывает разная и по цвету, и по составу, и по пластичности. У каждой глины свой характер, который надо изучить, понять. Нужно подружиться с этим материалом, а затем сделать так, чтобы он стал послушным мастеру.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

Я начинала с самой простой природной глины – той, которую мой папа накопал в гараже. Она была мягкой и некапризной. И с детьми мы лепили из этой глины. Сами её размачивали, очищали, переминали. А сейчас я приобретаю керамические массы – это готовая к лепке глина, которая очень экономит время и место.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

Новичкам нужно уметь формировать шарики, жгутики и пласты. Это основа, которую мы осваиваем с раннего детства, поэтому из глины лепить несложно, нужно лишь относиться к ней уважительно, понять её.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

— А правда, что у керамистов есть множество профильных конкурсов?

— Да, и у меня три любимых конкурса: это областной конкурс «Живая глина», всероссийский конкурс «Дальний Восток мастеровой» в Благовещенске и международный фестиваль народных ремёсел «Праздник Топора» в Томске. Все конкурсы задуманы так, чтобы участники в режиме реального времени за ограниченный период создавали изделие на заданную тему. В каждом из конкурсов мне удавалось стать победителем или призёром. Такие мероприятия очень важны. Во-первых, пропитываешься творческой атмосферой, чувствуешь общий дух праздника мастерства, во-вторых, демонстрируешь собственное мастерство, а в-третьих, это работа для мозга: нужно выложиться на все 100 % и показать умение генерировать идеи.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

Самые невероятные и потрясающие эмоции мне дал «Праздник Топора». О таком уровне я даже не мечтала, он мне казался недостижимым и нереальным. А попала я туда так: меня заметил и порекомендовал подать заявку Михаил Бывших, член жюри конкурса «Дальний Восток мастеровой». До последней секунды, пока билеты в Томск не оказались у меня в руках, я не верила, что такое возможно. Со всей России собрали всего по десять человек (пять мужчин и пять женщин) в каждой номинации – это были берестянщики, плотники, резчики, кузнецы, гончары и игрушечники. Шёл 2022 год. Мою игрушку заметили, её даже приобрёл Владимир Бурковский, известный в стране и мире владелец гастрономического театра в Новосибирске: он коллекционирует кукол и игрушки.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

На конкурсе в Томске я создала две композиции – «Эвенкийская свадьба», «Он и она». Мне очень повезло, да и я действительно сумела проявить себя, заняла на престижном конкурсе 3 место. А игрушку, выполненную на этом состязании, передали Томскому областному художественному музею для пополнения коллекции игрушек изделиями современных мастеров. Для меня это был не просто конкурс – это пример гостеприимства. Я приобрела там новых друзей, посмотрела на высокий уровень мастеров, а ещё бальзамом на сердце было внимание к игрушке множества обыкновенных людей – посетителей фестиваля-конкурса.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

В августе 2024 года мне также посчастливилось поучаствовать в «Празднике Топора» и увидеться с друзьями-мастерами. В короткий период при подготовке к конкурсу выполнила домашнее задание – композицию с приамурской игрушкой «Семейные традиции». Она получилась удачной и интересной. В игрушке я отразила поколения – от мала до велика, семейный уклад эвенков, очаг, родовое древо, показала семейные тотемы, и самое главное – стол, за которым семья собирается в полном составе. А свободное время можно провести за игрой «Поймай рыбку». Крышка со стола снимается, а там лежат рыбки и их нужно вылавливать крючком, по типу народной игры в бирюльки. Мне до сих пор удивительно видеть себя среди маститых спецов – мастеров-участников фестиваля в Томске. Это большая удача.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко Фото: личный архив Ольги Сергиенко

— А как на фоне ваших успехов близкие относятся к такой профессии – сами к творчеству приобщаются?

— Конечно, близкие меня поддерживают: мама, папа, муж всегда радуются за меня, мои успехи. Дети тоже росли в творческой атмосфере, но у них свой путь, а тяга к творчеству во взрослой жизни всё равно рано или поздно проявится.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

— Есть у вас какие-то «обязательные» планы, что-то, чего мечтаете достичь как мастер непременно?

— Сейчас я – самозанятая, и моя первостепенная задача – научиться работать самостоятельно, научиться считать деньги, копить. К сожалению или к счастью, зарабатывание денег никогда не было для меня главной задачей. Хочу найти баланс в этом, чтобы всё делалось от души и была финансовая отдача.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

Хочу научиться ставить такие цели, чтобы для их достижения у меня была мощная мотивация. Заметила, что энергия и силы появляются тогда, когда интересно, когда есть поддержка близких, востребованность – это меня мотивирует и организовывает.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

Как керамист я хочу оставить что-то после себя, какую-то память о себе, внести вклад в развитие Приамурья. Но пока я очень далека от этого, хотя задел есть: меня поддерживают, продвигают, а я стою на месте. Не могу делать на заказ. Впадаю в ступор. Это моя боль. Лепить нужно регулярно, это должно стать привычкой, смыслом жизни, а не временным порывом. Глина перерывов не прощает, с ней нужно быть всегда «на связи», иначе дверь в мир творчества захлопывается, и нужно начинать всё заново.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

— Ну а как насчёт вечных противовесов: что самое приятное, а что – самое сложное для вас в работе с глиной?

— Я люблю лепить, когда меня ничто не отвлекает. Вокруг могут ходить люди, может работать телевизор, а я не слышу ничего этого – вот такое состояние мне очень нравится. Общение с людьми во время лепки мгновенно прерывает эту связь, поэтому в компании лепить не могу. Самое приятное – это когда ты сел за лепку и тебя не отвлекают домашние дела. Самое сложное – это отстраниться от всего и всех, сесть и лепить.

Фото: личный архив Ольги Сергиенко

Больше о культурной жизни Благовещенска и Приамурья можно узнать, подписавшись на телеграм-канал «День и ночь».

Источник новости: Amur.info