Несмотря на то, что весеннее тепло в Приамурье проявляет себя всё больше, синоптики уверены: снегопады ещё вернутся в регион. Но так полюбившихся амурчанам реалистичных снежных фигур в селе Константиновке Константиновского района в этом сезоне ждать уже не стоит – следующие появятся новой зимой. Насколько сложно собрать автомобиль из снега, как подготовить этот «скоропортящийся» материал для лепки и почему для снежного скульптора так важно умение чертить, рассказал корреспонденту Амур.инфо сам автор константиновских зимних чудес – Юрий Потапчук.
Фото: личный архив Юрия Потапчука
— Юрий Николаевич, ваши удивительные снежные фигуры очень популярны в Приамурье. А чем ещё успеваете заниматься?
— Сейчас мне 77 лет, в 66 лет я вышел на пенсию, а в 69 только-только перестал работать. По специальности я инженер-механик сельхозпроизводства, работал главным инженером Константиновской райсельхозтехники, потом там же был управляющим. Председательствовал в Константиновском районном комитете народного контроля, потом работал директором Константиновского маслозавода. А на пенсию уходил уже с должности начальника отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Константиновского района. Сейчас активно участвую в делах местного отделения Союза пенсионеров Амурской области. Также я – негласный шеф Комсомольского парка в райцентре. Ежегодно вот уже 10 лет высаживаем там с пенсионерами, молодёжью и добровольцами саженцы разных декоративных деревьев, цветы и поддерживаем порядок. С любителями городков проводим свободное время на стадионе. А ещё я помогаю делать окопные свечи для нужд СВО и мастерю разные вещи для внуков.
Фото: личный архив Юрия Потапчука
— А как вообще вы пришли к творческой работе со снегом?
— Изначально зимой я просто делал беговую дорожку вокруг своего огорода, чтобы по ней катать внуков на санях. Затем стал добавлять трамплинчики. Потом пошли снежные горки, небольшие катки, баррикады, крепости. Внучата росли, узнавали сказки и сказочных героев. Так стали появляться сказочные замки изо льда и снега. Следом – Дед Мороз и Снегурочка, Чиполлино, Конёк-Горбунок, Чебурашка и крокодил Гена, Лунтик. Ещё были ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, Карлсон, Емеля на печи, волк, мужик и лиса, а также другие известные персонажи. Создавались из снега и животные: тюлени, пингвины, белый медведь, крокодил, черепаха, медвежата, бурый медведь, бегемот, носорог, собака, рыба. Дальше – сложнее: Кремлёвская стена с башнями.
Фото: личный архив Юрия Потапчука Фото: личный архив Юрия Потапчука
Зимой 2023-2024 года получилось сделать Бабу-ягу на метле и экспозицию про Простоквашино – это были почтальон Печкин, дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик и самовар. А зимой в конце 2024 года из-за обилия снега выросли возможности для лепки, и я замахнулся на огромный объект – Великую китайскую стену. И, кажется, успешно справился. Были в моей копилке работ и панда-мама Диндин с малышкой Катюшей из Московского зоопарка, а также снежная фигура православного храма.
Фото: личный архив Юрия Потапчука Фото: личный архив Юрия Потапчука
— Ну а как возникла идея создания таких сложных снежных скульптур, того же автомобиля ЗИС-5 например, который, наверное, больше всего запомнился амурчанам?
— Именно идея сделать из снега автомобиль ЗИС-5 пришла нам с внуком Никитой неожиданно. Было это 31 декабря 2024 года, когда Никита приехал к нам праздновать Новый год. Осматривали с ним нашу Великую китайскую стену, и вдруг он сказал, что следующую фигуру надо сделать на патриотическую тему. В благовещенском лицее № 11 их, 4 «Г», классный руководитель на «Разговорах о важном» рассказывает о Годе защитника Отечества и 80-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Я заметил, что благодаря этому внук стал лучше понимать многие моменты в общественной жизни наших граждан, да и в мироустройстве вообще.
Фото: личный архив Юрия Потапчука
И вот мы стали выбирать, что вылепить. Решили, что самолёт или танк у нас сделать не получится, а вот автомобиль стоит попробовать. Остановились на геометрически простой фигуре автомобиля ЗИС-5. Запаслись картинками из Сети, фотографиями, чертежами, и 8 января 2025 года я приступил к работе – начал создавать из снега легендарный грузовик «Захар». Внутренний голос мне говорил, что я справлюсь, ведь чертёж автомобиля ЗИС-5 состоит из сплошных горизонтальных и вертикальных линий, плюс четыре круглых колеса.
Фото: личный архив Юрия Потапчука
Что было действительно физически трудно в процессе работы, так это перевалить тонны снега несколько раз. Сперва требуется создать стены опалубки из снежных уплотнённых кубов и кирпичей. Потом надо заполнить подпрессованным снегом образованную ёмкость шириной 2 метра, длиной 6 метров и высотой 1,7 метра. Затем нужно убрать стены опалубки из снежных кубов и кирпичиков и только тогда приступить к вырезанию лопатой, ножовкой, садовой лопаточкой остальных деталей. Здесь весьма к месту пришлись слова какого-то известного скульптора: «Скульптуру создать несложно, надо только убрать лишнее».
Фото: личный архив Юрия Потапчука
— Кстати, о скульптуре: а творчество всегда было частью вашей жизни? Вы, наверное, со скульптурой давно имеете дело?
— На самом деле прежде, до появления внуков (внук Никита родился в 2014 году, внучка Даша – в 2015-м), я не имел и даже не чувствовал никаких склонностей к творчеству. И первые снежные поделки мои были смешными, нелепыми и, честно говоря, самому не нравились. Не помню, кто сказал, но в голове постоянно прокручиваю слова: «Для детей надо делать так же, как и для взрослых, только лучше». Вот примерно так над собой работал. Старался, чтобы внуки не сказали: «Дед, не можешь – не берись». Городошная площадка, Великая китайская стена, автомобиль ЗИС-5 мне дались легко. И я думаю, помогло мне умение чертить. В институте 5 лет занимался черчением. Чертежи у меня получались на отлично.
Фото: личный архив Юрия Потапчука
— А почему для самых детальных скульптур вы выбрали именно транспортную тематику? Вы хорошо знакомы с ней?
— Я – технический работник и не имею навыков скульптора или художника. Наверное, и выбор фигур связан с этим. С детства мне близка техника. Основу для этого заложил в своё время мой отец. Мне нравилось в детстве кататься с ним на ЗИСе, подобном тому, что я вылепил. Да и все мои братья так или иначе связали свои жизни с техникой. Вообще техническое образование помогает чувствовать все элементы тех деталей, к которым я прикладываю руку при обработке снежных автомобилей. И, конечно, оно играет важную роль при обдумывании рабочего процесса. Вот с другими темами всё немного иначе. Честно скажу: я не могу показать выражение лица при изготовлении, например, Снегурочки.
Фото: личный архив Юрия Потапчука
— Как же вам удаётся настолько точно показать каждый автомобиль – неужели не устаёте кропотливо работать над каждой мелочью?
— Опять приведу известную фразу: «Дьявол кроется в деталях». Мелочам я уделял особое внимание. Жаль, снег как материал, приготовленный в примитивных условиях, без снежной пушки, не особо годится для проработки действительно мелких деталей – например, панели приборов, зеркала заднего вида, гаек, ручек, щёток стеклоочистителя, пробок радиатора или бензобака, подфарников и прочего. Мои знакомые, увидев снежный автомобиль ЗИС-5, поражались именно мелким деталям. Их создание у меня уже как обязательное требование к своей работе.
Фото: личный архив Юрия Потапчука
— Долго приходится трудиться над такой красотой? А если фигура подтаять успевает, когда начинается потепление?
— Великую китайскую стену я делал с 25 ноября по 31 декабря 2024 года, то есть 37 дней, автомобиль ЗИС-5 – с 8 по 26 января 2025 года (18 дней) и переделывал до 2 февраля (ещё неделю), автомобиль М-20 «Победа» – со 2 по 16 февраля (2 недели), внедорожник «Виллис» – с 16 по 23 февраля (неделю). Последние три дня из-за сильного таяния снега пришлось фигуру укрывать старыми матрасами. Уже 23 февраля, с раннего утра, без завтрака и обеда заканчивая работы, сломал правое переднее крыло и бампер, когда матрасы убирал. Пока приклеивал снег горстями, машина с южной стороны почернела и к вечеру потекла. Главное, успел снять на камеру. Ну а по окончании сезона солнце снег полностью утилизирует, и пашем огород, где зимой стояли снежные скульптуры, как и все, к 10 мая или чуть позже. Я снег со стороны не беру. Он весь наш, с неба. И если бы я его совсем не трогал и ничего не лепил, он всё равно при этом количестве лежал бы и весной таял.
Фото: личный архив Юрия Потапчука
— Ну а ваши близкие вам в работе над фигурами из снега помогают? Вы вместе площадку для скульптур готовите?
— Я тщательно готовлю территорию своего огорода после уборки урожая к новому творческому сезону: удаляю остатки любой растительности и выравниваю, подтрамбовываю поверхность под возможным месторасположением рабочей площадки. Деревянных щитов для сооружения опалубки у меня нет, так что с первым снегом формирую блоки из не особо чистого, сгребаемого, снега для нижних рядов опалубки, а потом уже формирую снежные спрессованные кирпичи для верхних рядов опалубки. После формирования внутри этой импровизированной опалубки снежные блоки и снежные кирпичи я убираю и применяю их для сооружения опалубки под следующий автомобиль. Это ускоряет работу над фигурами.
Фото: личный архив Юрия Потапчука
Если после работы над первыми фигурами автомобилей блоки и кирпичи легко демонтировались, то при разборе опалубки у «Виллиса» мне пришлось очень тяжело. За несколько дней блоки из не особо чистого снега под воздействием солнца сильно таяли, а ночью накрепко примерзали ко льду катка, на котором я расположил опалубку под джип. Я потратил много сил и времени на удаление этой «коробки» из обледеневших глыб, блоков и кирпичей. Зная, что, согласно прогнозу, впереди нежелательно тёплая погода, я поспешал. Слава богу, всё успел.
Фото: личный архив Юрия Потапчука
С годами пришёл опыт подготовки материала, то есть снега, конкретно для фигур. Старый снег не годится: он кристаллизуется и становится сыпучим, как сахар или соль. Свежий снег я собираю в кучки на заранее выравненной территории на огороде и притрамбовываю его снеговой лопатой. Приходится вынужденно работать и со старым снегом: очень большие его объёмы переваливаю с места на место и тоже лопатой прихлопываю. В обработке он проблемнее свежего уплотнённого. Качество страдает: форма проработанных в нём деталей похуже.
Фото: личный архив Юрия Потапчука
Что же касается участия близких, то дочь Наташа и внучка Даша живут в Хабаровске, очень жаль, что они не смогли приехать этой зимой к нам в деревню. Сын Дима и внук Никита живут в Благовещенске, приезжают нечасто. Карате, плавание, лыжи, китайский язык – вот чему ребята посвящают свободное от учёбы время. Чисто символически порой прошу внука помочь, когда формирую снежную глыбу. Он и снеговую лопату специально купил. Но когда я что-то вытачиваю, то мне лучше одному, обдуманно и осторожно, действовать. Сын и внук обеспечили меня необходимым инвентарём, тёплой одеждой и обувью, а ещё они помогают находить нужную информацию про предполагаемые будущие «экспонаты». А вот супруга моя, Любовь Васильевна, точно не одобряет моё хобби: требует при имеющихся у меня проблемах с сердцем и позвоночником больше беречься. А так, конечно, все родственники поддерживают меня и ждут новых поделок.
Фото: личный архив Юрия Потапчука
— Может быть, вы и в общественных местах снежные фигуры возводить планируете?
— Уже неоднократно глава Константиновского сельсовета приглашал меня соорудить что-нибудь интересное из снега в центре села перед Новым годом. Но я извиняюсь и отказываюсь. Вот дома – другое дело. Дома я и отдохну, и погреюсь, и покушаю, когда надо, и найду, что мне надо. Могу позволить себе не спешить и делать всё что хочу – полностью свободен. Если я отвлекусь на создание фигуры в центре села, значит, не сделаю чего-то для внуков. Я думал как-то сделать что-нибудь возле усадьбы в сторону улицы. Обидно будет, когда за ночь всё разрушат (хотя, может быть, я не прав на этот счёт). Новых тем в творчестве тоже пока не намечается, и на сегодня нынешний зимний сезон закончился.
Фото: личный архив Юрия Потапчука
— А какие ещё модели автомобилей или другие скульптуры вы бы хотели создать в перспективе?
— На будущее, дай бог здоровья и достаточно снега, попробую сделать очередной автомобиль из моего прошлого – ГАЗ-69. Это была первая машина моего отца, когда он работал директором совхоза «Центральный» Михайловского района в 1963 году. А впоследствии это был уже мой служебный автомобиль, когда я работал главным инженером Константиновской райсельхозтехники – с 1975-го по 1984 год. Я на нём исколесил весь Константиновский район и половину Амурской области, сам его водил и сам перебрал до винтика. Люди свыкаются с домашними животными, я же очень привязался к этому «железному коню». Было бы здорово изваять «газончик» из снега, сфотографировать и с благодарностью вспоминать при взгляде на фото в телефоне.
Фото: личный архив Юрия Потапчука Фото: личный архив Юрия Потапчука
Больше воспоминаний амурчан о славном прошлом региона можно найти в телеграм-канале «ФактЪ».
Источник новости: Amur.info