Места силы, фестивали и минералы: амурчане рассказали, что подарил им Байкал

Поездкой к древнему и самому глубокому в мире озеру, «месту силы» коренных народов Сибири, грезят многие россияне, и жители Приамурья – не исключение. Да что там – туристы со всего света мечтают своими глазами увидеть «Сибирское море». Однако путь к Байкалу сам по себе уже удивительное приключение, полное невероятных впечатлений и сюрпризов. Это на собственном опыте доказала пара амурских путешественников – краевед Павел Ермаков и мастер флорентийской мозаики Анна Гусарева. Павел рассказал корреспонденту Амур.инфо, что они с Анной обнаружили в галереях Иркутска, откуда на острове Ольхон театр, в каком дацане можно поесть буузы, а также множество других любопытных фактов из жизни прибайкальских регионов.

Места силы, фестивали и минералы: амурчане рассказали, что подарил им Байкал

Фото: личный архив Павла Ермакова

— Павел, как вышло, что летний отдых вы решили провести не где-нибудь, а именно в Прибайкалье?

— Решение о поездке на Байкал было принято за один день! Мы с Анной посмотрели, какие мероприятия, выставки и концерты проходят в ближайшее время в Иркутской области и Забайкалье, и поняли, что карты сложились. У нас были две основные цели на запланированную поездку: рок-н-ролл и места силы у меня, минералы и живопись – у Анны. Мне давно хотелось попасть на «забайкальский «Вудсток»» – фестиваль «Голос кочевников»: это 15 тысяч зрителей на трёхдневном загородном мероприятии! Музыкальных событий такого масштаба не встретишь нигде на Дальнем Востоке. И это в 70 километрах от Улан-Удэ, где в это же время выставляется новая коллекция картин художника мирового уровня – уроженца Бурятии Зорикто Доржиева! Тут и думать не надо, надо срочно ехать!

Фото: личный архив Павла Ермакова

Были у нас и другие задачи: посетить Иволгинский дацан и увидеть там нетленного ламу Итигэлова, посмотреть выставку скульптора Даши Намдакова в Иркутске, попасть на фестиваль любительских театров на Ольхоне и в музей минералов в городе Слюдянка Иркутской области. Минералы появились в нашем плане, потому что это часть жизни Анны Гусаревой, с которой мы вместе отправились в путешествие. Она – единственная девушка-мастер в Амурской области, работающая с камнями в технике флорентийской мозаики.

Фото: личный архив Анны Гусаревой

Комментарий Анны Гусаревой:

— Флорентийская мозаика – это техника камнерезного искусства, мозаика из полудрагоценных камней, которые стыкуются в единый рисунок так, что граница между ними практически незаметна. Я трудилась в мастерской в Белогорске в течение 20 лет, и за это время создала более 50 картин из камня.

Фото: личный архив Анны Гусаревой

— На какой срок и каким образом вы отправились в окрестности Байкала?

— В Прибайкалье мы пробыли месяц – с 3 июля по 3 августа. Я уже бывал там в 2018 году. Но эта поездка была полна чудес. Посмотрел билеты, и оказалось, что до Иркутска дешевле долететь, чем доехать! Попали мы туда утром, и у нас было время на прогулки по городу. Решили покататься на трамвае – эдакая экзотика для благовещенцев, и посмотреть на Ангару. Квартиру мы сняли в центре города, рядом со знаменитым 130-м кварталом, заполненным старинными деревянными домами.

Фото: личный архив Анны Гусаревой

— Каких впечатлений ожидали от этой поездки?

— Всё было как в первый раз, никаких ожиданий! Только яркие эмоции, как говорится, здесь и сейчас. Мы были удивлены, что Ангара в тумане и очень холодная. И это в июле, когда у нас в области жара за +30°С… Сибирь, однако. А в самом Иркутске хотелось посмотреть буквально всё! Поэтому план был таков: выберем самое главное, а потом досмотрим, если время останется, прочее.

Фото: личный архив Анны Гусаревой

Выставка работ всемирно известного художника Даши Намдакова (российского скульптора, художника-графика, ювелира и дизайнера. – Прим. ред.) проходила как раз в это время в частной галерее Виктора Бронштейна. Мы с удовольствием посетили её, а затем отправились уже в совершенно иные заведения. Музеи декабристов и филиалы местного краеведческого музея, конечно, по содержанию экспозиций очень похожи на все краеведческие музеи нашей страны, разве что мебель и предметы быта в чём-то уникальны, но не более. Но вот художественная галерея Иркутского областного краеведческого музея поистине шикарна. Зал с иконами XIV-XVIII веков удивителен. Ну а помимо учреждений культуры, в Иркутске нам очень понравился «блошиный рынок».

Фото: личный архив Павла Ермакова

— Какие ещё достопримечательности успели посмотреть, помимо иркутских, и где именно?

— А вот, к примеру, чтобы сделать перерыв в посещении музеев, мы решили отправиться в посёлок Листвянка в Иркутском районе с заездом в музей деревянного зодчества – архитектурно-этнографический комплекс «Тальцы». Я уже бывал в нём ранее, но на этот раз моё внимание привлекли сохранившиеся там старинные деревянные лодки. Совершенно удивительные объекты! Это же те самые струги, на которых первопроходцы покоряли Сибирь и Дальний Восток! Ушкуи, лодки новгородских варягов, на берегах Байкала служили ещё долго рыбацкими судами. От них до сих пор пахнет омулем, и это самое настоящее чудо!

Фото: личный архив Павла Ермакова

Немного отдохнув, мы решили зайти ещё разок в местный магазин с камнями и случайно разговорились с посетителем. И надо ж такому случиться – он оказался геологом-золотодобытчиком и любителем минералов! По его приглашению мы поехали в гости к одному из известнейших геологов Сибири – Александру Ивановичу Волченкову, который еще в 1970-х годах обошел Иркутскую область, Бурятию, Амурскую область и Приморье в составе знаменитой геологической партии «Байкалкварцсамоцветы». Такого поворота мы не ожидали! Знакомство с мэтрами геологии не входило в наши планы. Но это, пожалуй, отдельная история…

Фото: личный архив Анны Гусаревой Фото: личный архив Анны Гусаревой; личный архив Павла Ермакова

— А каким был ваш путь на самое громкое (во всех смыслах, наверное) мероприятие за всю поездку – фестиваль «Голос кочевников»?

— Ехать туда нужно было из Улан-Удэ. Мы прибыли на вокзал этого города очень рано – в 4 утра. Только-только занялся рассвет. Немного передохнув, мы пешком отправились в главный буддийский дацан России. Навигатор выдал нам расстояние в 1,5 километра. «Это же пустяки!» –  подумали мы и ошиблись: полтора километра пришлось идти в гору! На удивление, в дацане всё было открыто, и мы спокойно прошлись по территории, поздоровались по пути с группой непальских монахов и помедитировали в беседке с девушками, которые занимались йогой, посетили службу и не заметили, как пролетело полдня. Конечно же, нам захотелось поесть, и мы отыскали кафе с самыми вкусными в мире шэнэхэнскими буузами! Заведение, в котором их подавали, оказалось недалеко от центра Улан-Удэ и филармонии, где находился оргкомитет фестиваля «Голос кочевников», куда мы затем и направились.

Фото: личный архив Павла Ермакова Фото: личный архив Анны Гусаревой

На сам фестиваль мы приехали очень рано и наблюдали, как в этнокомплексе «Ацагат», где он проходил, начали появляться палаточные городки. Народ суетился, настраивался и подвозил товары в торговые точки. А потом наконец началась музыка! Пришлось побегать от сцены к сцене. На большой играли в основном уже популярные исполнители, а на малой – менее известная молодёжь. Хедлайнером фестиваля стал Найк Борзов.

Мы брали с собой два пауэрбанка, но найти свободную розетку было нереально. Пришлось экономить заряд батареи и фотографировать поменьше. Да и не до этого было – веселье кругом! Шашлык, киловатты света, потрясающий звук, дискотека до 4 утра… В общем, это был шикарный фестиваль, действительно много этнической музыки – выступали монголы, буряты, алтайцы, китайцы. Жанры – от народного творчества до оперного пения, от этноджаза до этноблэка.

Фото: личный архив Анны Гусаревой Фото: личный архив Павла Ермакова

— Какие локации стали следующими точками вашего маршрута?

— Мы отправились в Иволгинский дацан неподалёку от Улан-Удэ. Там вкуснейший бухлер и буузы, несколько дацанов в одном месте. Там же находится резиденция главного ламы России, храм с нетленным телом ламы Итигэлова, институт буддизма. Мы провели там весь день. Что сказать – место силы! Нам удалось своими глазами увидеть ламу Итигэлова и даже по особому обряду получить его благословение.

Фото: личный архив Анны Гусаревой Фото: личный архив Анны Гусаревой

А следующий день нашего путешествия был посвящён музеям и галереям Улан-Удэ. И надо же такому случиться: в Улан-Удэ как раз открыли выставку художника Зорикто Доржиева!

Фото: личный архив Павла Ермакова

И ещё мы на сутки заехали в город Слюдянка, известный своим частным музеем минералов Валерия Жигалова с коллекцией в 7 тысяч экземпляров. Также мы сделали эдакий марш-бросок по реке Слюдянке и – вот чудо – нашли там небольшой окатыш лазурита. Мы дошли до Мраморного карьера, в котором собрали коллекцию голубых и бирюзовых кальцитов.

Фото: личный архив Анны Гусаревой Фото: личный архив Анны Гусаревой

Комментарий Анны Гусаревой:

— На Байкале существует месторождение лазурита – очень редкого камня, и я мечтала туда попасть и найти заветный камешек. В итоге Павлу удалось найти камень размером в 2 сантиметра. Также нам попался небольшой амазонит, и в итоге мы вышли на огромное месторождение голубого мрамора. По словам экскурсовода и геологов, там попадаются драгоценные турмалины.

Фото: личный архив Анны Гусаревой; личный архив Павла Ермакова

— А в Байкале вы купались?

— Конечно. Мы продолжили отдых на острове Ольхон. Там остановились на Сарайском пляже рядом с посёлком Хужир Ольхонского района и буквально в пяти сотнях метров от знаменитой горы Шаманки – сакрального места на Байкале, места силы, где проходят встречи шаманов со всего мира и проводятся камлания (обряды, во время которых шаманы общаются с духами. – Прим. ред.) за здоровье людей и мир во всём мире.

Фото: личный архив Анны Гусаревой

В первый же день мы перезнакомились со всеми продавцами камней, наполучали кучу подарков и, конечно, искупались в Байкале. Нам повезло с погодой, и первые пять дней на Ольхоне мы загорали и купались, а вечерами ходили по выставкам и галереям (да, даже там они есть, а в Благовещенске такого количества культурных заведений нет, к сожалению).

Один день на Ольхоне мы посвятили обзорной автомобильной экскурсии по острову. Там есть большой природный парк, и потому любая хозяйственная деятельность на большей части островной территории запрещена. По острову перемещаться можно только на вездеходной технике. И самый популярный вид транспорта там – УАЗ «буханка». Туристов провозят по крайним точкам Ольхона к красивейшим скалам. Предусмотрена и остановка на обед: подают уху и чай с чабрецом (это традиционный обед на этом маршруте уже много лет). В 2024 году на Ольхоне появилась новая достопримечательность – скульптура «Хранитель Байкала» от художника Даши Намдакова. Теперь она превратилась в место паломничества для туристов.

Фото: личный архив Павла Ермакова

На этом маршруте есть места поклонения для путников, коновязи и деревья, увешанные цветными лентами, также есть деревянные помосты на тропинках и террасы, ограждения и туалеты. Это позволяет сохранять чистоту природы – туристы не разбредаются и не вытаптывают растительность. Пожалуй, эту экскурсию можно назвать обязательной для тех, кто действительно хочет увидеть Ольхон.

Фото: личный архив Павла Ермакова Фото: личный архив Павла Ермакова

— А что за театральный фестиваль вы упоминали, когда говорили о поездке на Ольхон?

— Он проходит в островной деревне Харанцы. Там расположился Международный летний театральный центр «Ольхон», где ежегодно проводится фестиваль любительских театров «Сибирская рампа». Нас ждала целая неделя спектаклей, пьес и постановок. Фестивальные мероприятия начинались с 16:00-17:00, в день обычно показывали по 3 постановки. Некоторые спектакли проходили на площадках в лесу или на берегу Байкала, и это надо было видеть: толпа в 500 человек со стульями идёт через деревню в лес!

Фото: личный архив Павла Ермакова

— Чем вы завершили своё байкальское путешествие?

— Напоследок мы заглянули к керамистам, побывали на мастер-классе по работе со стеклом, прошлись ещё раз по сувенирным лавкам и по окончании двух недель на острове отправились на материк. Анна, конечно, где могла, рисовала. Мы снова поехали в Иркутск, где нас ждала квартира со всеми удобствами. Турпоход с палаткой – это, конечно, прекрасно, но за три недели в спальниках поневоле заскучаешь по дивану.

Фото: личный архив Анны Гусаревой Фото: личный архив Павла Ермакова

Собранная в путешествии коллекция минералов превысила вес в 25 килограммов, поэтому нам предстояло отправиться в Благовещенск на поезде.  Перед этим мы успели обойти многие достопримечательности Иркутска. Там находятся главные храмы Сибири разных конфессий: центральная синагога, главная мечеть, центральный дацан и один из старейших православных сибирских храмов. Ещё город интересен своим отношением к прошлому: там борьба идёт за каждый деревянный дом! Такие дома реставрируют и сохраняют, что очень нравится иностранным туристам, особенно китайским. Бетонными коробками их не удивить, а вот деревянные дома – это история, это наше культурное достояние. И в Иркутске много антикварных магазинов. В одном из них нам удалось приобрести редкую книгу о минералах 1912 года издания.

Фото: личный архив Павла Ермакова Фото: личный архив Павла Ермакова

— Не хотелось остаться жить у Байкала?

— Нееет, жить там не нужно! Там хорошо пару месяцев, а в остальное время холодно и ветрено, ведь это степь. Как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше.

Ещё больше о путешествиях и интересных местах можно узнать в телеграм-канале «ЛОВИ геолокацию».

Фото: личный архив Павла Ермакова

Источник новости: Amur.info