Коллекционирование – это не просто хобби, а способ прикоснуться к истории. Павел Жирнов, начальник Благовещенского районного отдела Россельхозцентра, посвятил годы собиранию различных коллекций. Среди них – экспонаты времён Великой Отечественной войны и Гражданской войны в России, артефакты античного мира, а также предметы старого Китая, о которых и пойдёт речь в нашем материале.
Коллекция, которую Павел собирал около пяти лет, рассказывает о культуре и быте наших соседей и показывает, как тесно переплетались судьбы Китая и России на протяжении всей истории. Среди экспонатов – железные баночки, которые использовались для контрабанды спирта, украшения с глубоким символизмом, опиумные трубки и редкие элементы одежды китайских чиновников.
В интервью Амур.инфо Павел Жирнов рассказал, как в его руках оказались редкие артефакты, почему китайские опиумницы появились в школах Благовещенска и чем он мечтает пополнить свою коллекцию.
Канистры для спирта: след приграничной контрабанды
Первый экспонат коллекции Павла – дореволюционные металлические баночки, в которых китайцы перевозили спирт через границу. Экспонаты дают возможность заглянуть в прошлое и представить, как в ночи лодками и пароходами контрабандисты возили в Благовещенск дешёвый этанол. Теперь же следы рискованных сделок того времени хранят чердаки амурской столицы.
— Очень редко можно найти вот эти банки, в которых спирт контрабандой в начале XX века возили из Китая, потому что он там во много раз дешевле был. Сверхприбыль получалась. Спирт тысячами литров возили ночами, ведь это незаконно было. Этот бизнес был очень развит. Банки я приобрёл у одного товарища, который старый деревянный дом под снос распотрошил. На одной даже этикетка сохранилась – на ней по-русски написано, – рассказал историю артефакта Павел.
Фото: Амур.инфо
Китайские чашечки для крепкого
Миниатюрные фарфоровые чашечки из коллекции Павла показывают культуру питья старого Китая. Эти изящные рюмочки, рассчитанные всего на несколько капель крепкого напитка, очень контрастируют с русскими традициями.
— Китайцы даже водку пили из них. Я думаю, что кому-то было бы неудобно из таких рюмок пить. У нас, мне кажется, в принципе рюмок меньше 50 граммов, наверное, и нет. А китайцы вот по чуть-чуть, по капельке пьют. У них такая культура питья была столетиями, тысячелетиями. У русских просто рука не поднимется из такой выпить. Чашечки мне из Владивостока прислали. Тоже, наверное, XIX век, – поделился Павел.
Фото: Амур.инфо
Посуда и драконы
Серебряная рюмка с изображением китайского дракона выделяется в коллекции Павла своей изысканностью и историей. Этот небольшой сосуд, созданный китайским мастером, когда-то принадлежал русскому аристократу.
— Рюмка сделана в Китае, но принадлежала какому-то русскому аристократу. Видите, вензеля, русские буквы? Ювелир вырезал, ещё там выцарапаны буковки на днище чем-то острым, очень трудно рассмотреть их, но они есть. Из Хабаровска приехала, красивая вещь. Вот из неё реально как-то пить, – рассказал Павел.
Фото: Амур.инфо
Не менее интересны в коллекции и два оловянных стакана, которые также украшены драконами – яркий пример того, как предметы повседневности могут стать свидетелями эпохи. Один из стаканов даже сохранил следы прежней жизни – отверстие от пули.
— Тоже приехали из Хабаровска, это конец XIX – начало XX века. Оловянные и никелированные, поэтому и тяжёлые. Который крупнее – использовали для вина или чего-то такого слабоалкогольного, он даже был использован как мишень для пневматики – в нём дырку пробили. Я её залил эпоксидной смолой и серебрянкой закрасил, так что теперь практически не видно повреждения. А который поменьше – уже для водки. Интересно, когда предметы не просто лежали, как в музее, а были когда-то использованы по назначению, – рассказал Павел.
Фото: Амур.инфо
Навершие на шапке чиновника
Среди множества исторических ценностей, собранных Павлом, особое место занимает предмет, обладающий не только культурной, но и символической значимостью. Этот небольшой стеклянный шарик, казалось бы, может выглядеть как простая деталь, но на самом деле он несёт в себе целую эпоху и систему социальных различий, существовавшую в Китае.
— У китайских чиновников была система рангов, и в зависимости от класса чиновника на голове было соответствующее навершие на шапке. Шапочка была мехом оторочена и с конусом, на котором был пришит вот этот шарик разных цветов в зависимости от класса. Самый высший класс – это прозрачный рубиновый шарик. Затем шёл непрозрачный красный из коралла, потом прозрачный голубой из сапфира, потом непрозрачный голубой, прозрачный из хрусталя, непрозрачный перламутровый и так далее. В нашем музее краеведческом такого навершия нет, есть только бронзовая подставка без шарика. У меня, можно сказать, эксклюзив, – похвастался коллекционер.
Фото: Амур.инфо
Опиумницы
Коллекция Павла открывает перед нами в том числе тёмные страницы истории старого Китая. Среди этих артефактов – опиумницы и трубки для курения опиума, предметы, которые когда-то были частью разрушительной зависимости целой нации. Однако найденные в Благовещенске экземпляры неожиданно успели послужить и делу благому.
— Одну баночку я нашёл на маркетплейсе. Товарищ рылся на чердаке одного из домов, который недавно сносили на Зейской – Калинина, в так называемом Графском квартале. Раньше Калинина называлась Графской улицей. Он нашёл там целый мешочек, в нём было больше 30 вот таких баночек керамических. На них следы чернил засохших. Баночки оригинальные, не новоделы.
Вообще эта баночка использовалась в Китае для хранения опиума. Китай был охвачен опиумокурением в XIX веке до середины XX века. Их приучили англичане к этому, к пагубной привычке, чтобы деньги зарабатывать. Поэтому богатенькие хранили опиум в баночках, покрытых эмалями, либо в латунных коробочках. А беднота, конечно, хранила в керамических баночках, которые можно было обвязать верёвочкой и на поясе носить или в кармане.
Фото: Амур.инфо
Так вот, эти найденные у нас баночки были использованы в качестве чернильниц. Как чернильницы они, конечно, могут использоваться, но очень неудобны, потому что в случае неловкого движения они опрокидывались, чернила могли вылиться на парту или на лист бумаги. А настоящие чернильницы, они же как непроливайки сделаны. Так что, видно, по бедности их использовали.
На углу Ленина и Калинина, тогда Большая и Графская, всю жизнь были школы. И сейчас там первая гимназия. Очевидно, что эти чернильницы либо в царское время служили, либо после революции некоторое время для обучения школяров. 34 штуки – это как раз школьный класс один. А потом, когда закупили нормальные чернильницы, эти ушли куда-то на хранение в архив, а потом тихонечко почему-то оказались на чердаке одного из домов. И вот, получается, такое двойное назначение. То есть изначально-то они предназначались для хранения наркотиков, а потом послужили благому делу – учёбе.
Фото: Амур.инфо
Китайцы курили опиум с трубок. В том числе использовали вот такие длинные с бронзовым мундштуком и с бронзовой насадкой, куда шарик помещался опиумный. Но у меня в коллекции трубка ещё не длинная, женские трубки доходили до метра в длину – это нужно было для того, чтобы дым успел охладиться, – рассказал Павел.
Источник Амур.инфо, близкий к китайской культуре, высказал свою теорию насчёт надписи на дне опиумницы из коллекции Павла. Иероглиф 岐, по словам специалиста, не является ни символом, ни словом, ни предложением, его никак нельзя выразить на русском языке. Вероятнее всего, это знак изготовителя. А цифры «1196» могут указывать либо код гончарного мастера, либо номер партии.
Фото: Амур.инфо
Осколки китайского прошлого
По словам коллекционера, в Приамурье земля довольно богата следами китайской посуды, которую использовали 100, 200, 300 лет назад. Однако целую утварь найти практически невозможно, так как её всю разбили плугами во времена совхозов. У Павла есть несколько осколков старинной китайской посуды с росписью – в том числе сохранившееся донышко пиалы, которую использовали для чаепитий, а также часть стеклянного браслета, который очень давно носила какая-то китаянка.
— На территории Амурской области жили китайцы, маньчжуры, тунгусы, манегры и солоны – и все пользовались в быту, как и мы сейчас, китайскими предметами. Многое было в Китае произведено. Это были дешёвые товары, которые распространялись здесь. В том числе и посуда использовалась, – пояснил коллекционер.
Фото: Амур.инфо
Однако Павлу всё же удалось добыть в коллекцию целую глиняную тарелку:
— Однажды мне позвонил антиквар знакомый, он ходил в очередной дом какой-то, который был под снос. И бабушка там отдала ему тарелку… Оказалась тоже примерно конца XIX, начала XX века. У неё уже кракелюр, трещины на глазури. На тарелке изображён какой-то сюжет китайский с монахом. Видите, какая технология отсталая ещё, некачественная. Посуду сделали из глины, нанесли на неё рисунок, посыпали глазурью и запекли в печи. Это явно тарелка для простого народа, не для аристократии.
Фото: Амур.инфо
Боевой штандарт с драконом
Среди экспонатов коллекции Павла есть предметы, которые впечатляют не только своей исторической значимостью, но и утончённой работой мастеров прошлого. Например, навершие боевого штандарта с изображением дракона – символа силы и могущества Цинской империи. Этот артефакт словно оживает в рассказе коллекционера:
— Встретился мне этот экспонат на просторах интернета. Это навершие знамени, скорее всего, боевой штандарт, выполнен из дерева, а дырочки, я так понял, нужны для привязки цветных ниток для обозначения полка. А вот дракон на палке – это лепнина. Правда, глаз один у него выпал, я сейчас бусину ищу подходящую, красную, чтобы вставить. Дракон сделан из чего-то наподобие гипса. Очень искусно. Какой-то мастер вот эту ящерку долго лепил, каждую деталь проработал – носик ему сделал, зубки. Я даже не представляю, как он это всё с лепниной делал. Ещё краской раскрашивал – зелёной, золотой, красной. Кстати, заметили, что морда у него злобная? Потому что дракон боевой, не мирный. Интересно ещё, для чего в нём сквозное отверстие в пасти…
Фото: Амур.инфо
Монеты, домино и шахматы
Китайские монеты с отверстиями в центре, имеющиеся в коллекции Павла, хранят память о торговых связях и обычаях тех времён:
— Часто у нас в области встречаются монетки китайские. Мне определили специалисты, что у меня монетки времён императора Канси (1662-1722 года). А отверстия в них нужны были, потому что монеты использовали в виде связок. Одна монета немного значила, поэтому для того, чтобы, допустим, купить корову, нужна была связка монет. К примеру, у нас раньше, чтобы рассчитываться в автобусе было удобнее, водители скотчем стягивали копейки и на сдачу давали, допустим, десять копеечных монет как рубль.
Фото: Амур.инфо
Кроме того, у Павла есть бронзовые костяшки для маджонга и глиняные фишки для китайских шахмат. Они как раз-таки рассказывают, как развлекались жители древней империи.
— Это как домино у нас, просто не только чтобы цифры совпадали, но ещё кости, по-моему, участвовали и что-то ещё… Гибрид, в общем. Эти костяшки из разных наборов. Тоже купил. А вот эта глиняная фишка – для китайских шахмат. И них были не фигуры, а вот такие диски. Иероглиф обозначает повозку. В наших шахматах, допустим, слон, ферзь, а у них – повозка.
Фото: Амур.инфо
Пуговицы-амулеты и буддийские нашивки
В коллекции Павла Жирнова каждая вещь хранит удивительную историю, порой полную неожиданных поворотов. Среди таких артефактов – пуговицы, украшенные изображениями летучих мышей и китайскими иероглифами. Эти небольшие, на первый взгляд, детали одежды открывают целый мир верований и символов:
— Иногда находятся вот такие пуговки китайские. Но они не из Китая, они фактически сделаны в Америке. И на экспорт в Китай поставлялись. Потому что там на них надписи на английском. То есть Китай дошёл до ручки, что пуговицы в Америке для них делались. Это конец XIX, начало XX века. Бронзовые пуговки украшены летучими мышами, а также иероглифами. То есть пуговицу носили как амулет. Они же все были в верованиях, в духах – у них такая реальность была. Каждый предмет одежды был очень символичен и у простолюдинов, и у аристократии. Иногда у них встречаются пуговицы-гирьки. Для кафтанов в Киевской Руси такие были славянские. И у китайцев были пуговицы такие – они делались раньше, и это уже их производство. Может, это XII, XIII или XIX век.
Фото: Амур.инфо
— Также были и нашивки с буддийской символикой. На них свастика – важно отметить, что это вообще-то буддийский символ, его использовали ещё до немецких дел. В буддийской мифологии свастика везде, все буддийские храмы свастиками расписаны, это нормально для них и ничего плохого не означает. Это у нас в сознании символ связан с трагическими событиями.
Фото: Амур.инфо
Несмотря на богатую коллекцию, Павел продолжает искать редкие экспонаты. Он признался, что хотел бы собрать полную коллекцию шариков для шапок чиновников всех классов.
— Я периодически просматриваю сайты по продаже. Может, где-то попадётся шарик этот. Мы же в Китае, получается, участвовали не один раз в кампаниях воинских. Поэтому вполне вероятно, что в качестве трофеев могли привозиться в Россию вещи. Так что я бы с удовольствием себе других классов нашёл бы навершия. Ну, конечно, это я с жиру бешусь. Потому что даже в нашем краеведческом музее нет этого. Но чем чёрт не шутит, это же нашлось, – поделился Павел.
Источник новости: Amur.info