Александр Олешко показал амурскому зрителю последние дни жизни русского Гамлета

Трагическую историю одного из самых неоднозначных правителей России – Павла I, представил на сцене ОКЦ театр Вахтангова в рамках «Амурской осени». Пьеса Мережковского в авторской интерпретации Натальи Ковалевой позволила увидеть зрителю в правителе, который когда-то глядел на нас со страниц учебников истории, несчастного человека, обреченного на гибель и, что самое главное, понимающего это.

Александр Олешко талантливо показал неуравновешенный характер правителя – это полусумасшедший истерик с резкими перепадами настроения. Секунды проходят от всеобъемлющей ярости до слезного раскаяния, от избиения подчиненных до невиданной к ним щедрости. Существовать рядом с таким человеком трудно, но когда такой человек у власти – это страшно.

Александр Олешко показал амурскому зрителю последние дни жизни русского Гамлета

Фото: Наталья Поспелова Фото: Наталья Поспелова

Главный дворцовый интриган и инициатор дворцового переворота граф Пален, сыгранный Игорем Карташовым, объясняет Александру – убить отца необходимо во благо России. Зритель, уже увидевший дурной и капризный характер Павла, склонен верить заговорщику. Но можно ли винить императора в его странностях?

Фото: Наталья Поспелова

Особенности его характера – всего лишь реакция на те жесткие условия, которые он видел с детства. У императора, которого за трагическую судьбу прозвали русским Гамлетом, убили отца. Жестокая мать никогда не любила сына при жизни, не любит его и после смерти, являясь к нему во снах. Ожидая повторения отцовской участи, Павел не может спокойно есть и спать, в каждом бокале он ищет яд, каждая ночь для него может быть последней. Такая жизнь никого не оставит в здравом уме.

Фото: Наталья Поспелова

Унылую, тяжелую атмосферу жизни императора передают и декорации – императорский дворец сырой и холодный, его обитатели болеют и кашляют, по полу стелется туман, а зеркальный пол, отражающий темные стены, будто засасывает в бездну.

Отдельного внимания заслуживает сцена гибели императора – зрители не видят убийства Павла как такового, никакого натурализма. Хотя эта сцена могла бы быть очень жестокой – придворный доктор констатирует, что скончавшийся император синего цвета, ведь его избивали очень долго, даже мертвым. Вместо этого зритель становится свидетелем того, как душа многострадального правителя покидает тело. И в этом главная цель режиссера – не просто вспомнить события российской истории, но рассказать о человеческой душе, которой не повезло родиться в теле императора.

Фото: Наталья Поспелова Фото: Наталья Поспелова Фото: Наталья Поспелова

В этот момент зрители, простые смертные, не наделенные императорскими полномочиями, понимают что они – гораздо счастливее власть имущих. Сам герой Олешко со сцены завидует этим простым составляющим человеческого счастья: спокойно есть, пить и спать, не ожидая, что именно сейчас придет твоя смерть.

После окончания спектакля мысли роятся в голове – это размышления о судьбе правителей, закованных в цепи своего положения и выступающих марионетками в играх сильных мира сего. Мысли о том, что история развивается по спирали и рассуждения о судьбе России, которые ведут заговорщики со сцены, можно услышать и сегодня. Это мысли о важности материнской любви, без которой не может сформироваться здоровая личность.

Мысли захватывают и долго не отпускают – в этом и есть сила настоящего искусства.

Фото: Наталья Поспелова Фото: Наталья Поспелова

Источник новости: Amur.info