Билет в будущее: как амурским школьникам помогают найти профессию мечты

Всероссийский проект «Билет в будущее» – это проект по ранней профориентации школьников с 6-го по 11-й класс, который помогает им выбрать будущую сферу деятельности, сформировать вектор своей будущей карьеры, направление для учебы, не ограничиваясь привычными юристами, экономистами и инженерами. За сухими формулировками тысячи судеб, которым предстоит принять участие в судьбе России.

Дети – наше будущее, об этом всем известно. Чтобы это будущее было счастливым, продуктивным и активным, как раз и разработана целая система мероприятий под общим названием «Билет в будущее». Федеральный оператор проекта – Фонд гуманитарных проектов, региональный – Амурский институт развития образования. О том, как он реализуется в Приамурье, в интервью Амур.инфо рассказала руководитель проекта «Билет в будущее» в Амурской области Анна Воронина.

— Анна, расскажите, в чем главный смысл проекта «Билет в будущее»?

— Главный смысл проекта в том, чтобы сделать доступными профориентационные методики, практики, разные форматы помощи всем обучающимся, вне зависимости от состояния их здоровья, места проживания и так далее. Я бы сделала акцент на том, что на основе проекта разработана единая модель профориентации, которая сейчас внедрена во все общеобразовательные учреждения России, в том числе и в Амурской области. Проект действует с 2018 года, сейчас реализуется во всех 89 регионах страны в рамках нацпроекта «Образование», реализующегося по поручению президента России Владимира Путина. За это время в мероприятиях «Билета в будущее» приняли участие более 3,8 миллиона школьников, свыше 60 000 педагогов вошли в пул навигаторов проекта. В Амурской области за годы реализации проекта пройти профориентационные уроки, профориентационную диагностику и профессиональные пробы смогли более 80 тысяч обучающихся, в частности, в 2023 году в проекте участвовали почти 30 тысяч школьников.

Билет в будущее: как амурским школьникам помогают найти профессию мечты

Фото предоставлено Амурским институтом развития образования

Как результат, с сентября 2023 года в российских школах действует единая модель профориентации обучающихся – это профориентационный минимум для школьников 6-11 классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью. Каждый четверг учебного года они принимают участие в курсе занятий «Россия – мои горизонты». Есть даже цифровая платформа проекта bvbinfo.ru, где собран целый банк профориентационных инструментов: уроки, диагностики, виртуальные пробы для всех заинтересованных: для детей, родителей и педагогов.

— Как давно Амурская область принимает участие в проекте и как она это делает: какие территории, учебные заведения участвуют?

— Проект реализуется с 2018 года, уже четыре года на территории всех 29 муниципалитетов Амурской области: в прошлом году это было больше 240 общеобразовательных учреждений. То есть практически все средние и крупные, а также большое количество мелких школ вовлечено в проект.  Также дети, которые проживают в государственных интернатах, являются участниками проекта. И это имеет особую значимость, потому что чаще всего это дети с ОВЗ, для которых вопрос профессионального самоопределения часто очень тонкий, иногда даже болезненный.

Фото: из личного архива педагога-навигатора Марины Волобуевой

— Анна, расскажите, кто осуществляет работу по проекту в школах? Это обычные учителя или специальные люди?

— В рамках проекта впервые появилась такая категория в школах, как педагог-навигатор. То есть до проекта профориентацией могли заниматься где-то классный руководитель, где-то педагог-психолог, где-то заместитель директора по воспитательной работе. И часто эта деятельность была дополнительной нагрузкой для педагога и по понятным причинам могла реализовываться не системно. Но именно в рамках «Билета в будущее» появилась отдельная категория «Педагог-навигатор». Это педагог, который выполняет системную работу по сопровождению ребенка по всем этапам проекта.

— И какие это этапы?

— Это профориентационные уроки, диагностика, профессиональные пробы… Проект постоянно развивается, благодаря этому сейчас мероприятия проходят очень разнообразно. Например, в виде мастер-классов или экскурсий на производственные предприятия. Остается и уже традиционный формат – профессиональные пробы в колледжах и вузах Амурской области. И именно педагог-навигатор – это тот человек, который сопровождает ребенка в этом профориентационном становлении: отвечает на его вопросы, дает разъяснения по диагностикам и рекомендации по профессиональному выбору.

— А как же родители? Они «умывают руки» или тоже могут поучаствовать?

— Роль родителей существенная. И это одна из задач педагога-навигатора – выстроить взаимодействие и с родителями, и с ребенком. Он занимается вовлечением родителей в процесс профессионального самоопределения ребенка. Часто родители не обладают достаточными навыками или актуальным пониманием современного мира профессий и мира образования. Они опираются на свой опыт, когда выбирали и получали профессию. Сегодня мы понимаем, что и рынок образования серьезно изменился, и рынок труда тоже. Например, образ повара 20 лет назад и образ повара сегодня – это абсолютно разная профессиональная специфика. Кроме того, появляется очень много новых профессий: все, что связано с IT, с высокоточным производством и так далее.

Фото предоставлено Амурским институтом развития образования

Поэтому в рамках проекта мы берем на себя и просвещение родителей. Это важная, не побоюсь этого слова – государственная задача. И если в первые годы реализации проекта были разработаны диагностики, профориентационные уроки, методики только для детей, то последние два года федеральный оператор активно работает над разработкой инструментов и для родителей. В частности, сегодня в открытом доступе, бесплатно, для всех желающих есть семейные бит-тесты. Это когда родители вместе с ребенком могут пройти диагностику и составить индивидуальную программу, свою собственную – семейную – программу содействия ребенку в профессиональном самоопределении. Программу, которая будет учитывать особенности каждого конкретного ребенка.

— Расскажите о самых ярких, на ваш взгляд, событиях проекта «Билет в будущее», в которых приняли участие амурчане.

— В конце ноября прошлого года Благовещенск встретил Всероссийский фестиваль профессий «Билет в будущее». В наш город съехались около тысячи школьников: даже из самых дальних, например, северных округов – Тындинского и Сковородинского, откуда добираться нужно было больше 10 часов. В составе делегаций были ученики с 6 по 11 класс. Всего за два дня в фестивале поучаствовали более тысячи школьников. Высшие руководители региона провели для школьников профориентационный урок. Участники фестиваля побывали на предприятиях и в учебных заведениях Благовещенска: в ДальГАУ, на ТЭЦ, судостроительном заводе, в Роспотребнадзоре, автоколонне и кондитерской школе, мастерской 3D-печати и ветеринарной клинике и многих других. Всего – более 30 точек посетили и свыше 50 традиционных и новых профессий примерили на себя дети.

Фото: пресс-служба Фонда гуманитарных проектов

Еще одно значимое для нас мероприятие прошло в конце апреля в Москве. Там состоялась первая национальная премия по профориентации «Россия – мои горизонты». И наш учитель – педагог-навигатор Марина Волобуева из Сергеевки Благовещенского округа – получила одну из главных наград. Вместе с командой коллег из разных регионов она разработала проект «Родитель в теме» – это профориентационный онлайн-марафон для мам и пап школьников 5-9 классов. Его запускали уже трижды, охватив полтысячи участников.

— Давайте поговорим о результатах. Если в цифрах, то сколько человек приняло участие в Амурской области в проекте «Билет в будущее», сколько мероприятий провели?

— В 2023 году проект «Билет в будущее» поддержали 244 школы региона. В проект вступили свыше 29 тысяч учеников, половина из них сделали это впервые. Около 450 педагогов-навигаторов помогали амурским школьникам постигать мир профессий 1 597 школьников прошли профпробы в амурских вузах и колледжах. Для 882 ребят устроили профпробы на предприятиях амурских городов и районов. 760 школьников сходили на экскурсии на производство, 202 школьника побывали на мастер-классах у реальных специалистов компаний и организаций, 20 работодателей области провели для детей профориентационные мероприятия. 16 243 школьника прошли все этапы проекта и получили рекомендации по выбору профессии.

— А если говорить не в цифрах, а «в людях». Приведите пример, когда проект реально помог юным амурчанам.

— Один из ярких примеров – студентка УрФУ Полина Трофименко из Шимановска. Девушка в прошлом году поступила в Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге. Она выбрала специальность «биотехнические системы и технологии» и сделала это именно благодаря участию в проекте «Билет в будущее». Это топовая специальность на стыке техники и медицины, ее обладатель никогда не останется без работы, стабильного дохода и интересного дела в жизни. С детства Полина мечтала стать врачом, но в 11 классе, став участницей проекта, поняла, что ей ближе именно инженерная деятельность в медицине. И таких примеров у нас с каждым годом становится все больше.

Фото: из личного архива Полины Трофименко

— Учебный год почти закончился, и мероприятия по проекту, как я понимаю, тоже. Поделитесь планами. Уже начали подготовку к следующему сезону?

— На данный момент заключаются договоры с компаниями-партнерами, прорабатывается график профпроб, мастер-классов и экскурсий на следующий учебный год. Скоро главный профориентационный проект России вновь заработает в полную силу!

Мы каждый год работаем над увеличением количества школ, вовлеченных в проект. Кроме того, мы работаем над сохранением в проекте действующих педагогов-навигаторов, потому что они – основная движущая сила «Билета в будущее». И, конечно, нам важно еще и вовлекать новых, чтобы это профессиональное сообщество росло. Такие педагоги – не просто исполнители заданной программы. Они творцы – сами разрабатывают новые методики и мероприятия. Не зря же в этом году состоялась профориентационная премия, о которой мы говорили выше. Это как раз про то, что наши педагоги адаптируют запросы детей, запросы региона и встраивают их, отвечая на эти запросы, в педагогический процесс.

Еще один нюанс – в прошлом году впервые в проекте смогли принимать участие в качестве партнеров региональные производственные предприятия. За все шесть лет существования «Билета в будущее» партнерами традиционно были учреждения среднего профессионального и высшего образования. Это был уже такой привычный для всех формат профессиональных проб. В прошлом году подключились предприятия, и мы сразу достигли количества 20 организаций, которые принимали обучающихся разного возраста на разных территориях. В этом направлении активно проявили себя медицинские организации, представители строительной сферы, банковской сферы, железная дорога.

Фото предоставлено Амурским институтом развития образования

Сейчас мы работаем над расширением сети региональных партнеров. То есть для нас сегодня приоритетом, конечно, является вовлечение предприятий IT-сферы и сельского хозяйства. Также востребованы в регионе профессии, связанные со сферой гостеприимства: общественное питание, туризм, сервис и так далее. И, конечно, приоритет сегодня в регионе – строительство. И здесь как раз участие детей в профориентационных мероприятиях позволит популяризировать рабочие специальности, которые испытывают дефицит кадров. Вот это перспективная для нас задача на будущий год.

— И напоследок расскажите, как стать участником проекта?

— Участниками проекта становятся школьники, как я уже отмечала, – с 6 по 11 класс. Чтобы стать участником проекта, необходимо обратиться к педагогу-навигатору в своей школе. И чем хорош «Билет в будущее» и в чем его особенность: ребята могут участвовать в нем ежегодно. Что это дает ребенку? Чем раньше он входит в проект, тем больше, интенсивнее он учится познавать самого себя, свои способности, интересы. То есть профессиональное самоопределение происходит наиболее точно. Важно понимать, что профориентация – это не то, что можно замерить, провести опрос и точно сказать: ты врач или космонавт. В течение времени происходит развитие способностей, интересов и навыков детей. И здесь профориентационные диагностики оказывают реальную помощь и ребенку, и его родителям как раз в утверждении или, наоборот, в понимании того, что им неинтересно.

Несомненным достоинством проекта является то, что каждый год методики диагностики обновляются. То есть даже если одну и ту же диагностику ребенок проходит год от года, то в любом случае польза будет за счет того, что методики дорабатываются, дополняются. Ребенок каждый год может получать дополнительный эффект. Или такой плюс: в этом году можно попробовать себя в сфере, например, сельского хозяйства, на следующий год – в сфере медицины, потом – в юриспруденции. Разные направления пробовать и сделать для себя более осознанный выбор.

Источник новости: Amur.info