Пять тайн главной амурской иконы: от клада чёрного попа до обретения

Одна из самых важных для Приамурья святынь – икона Албазинской Божией Матери «Слово плоть бысть». Этот артефакт, созданный около четырёх веков назад, неразрывно связан с историей русских на Амуре от начала и до наших дней. О тайнах этой иконы поведал, выступая с лекцией в благовещенском «Доме Котельникова», амурский ученый-историк Владимир Трухин.

— Все секреты албазинская икона нам так до сих пор и не открыла. Хотя известна уже свыше 350 лет, – говорит Владимир Трухин.

Что же в ней такого загадочного?

Тайна первая. Темперой по левкасу

Реставрацией вновь обретенной православными и церковью албазинской иконы плотно занялись в 2002 году. Работали специалисты патриарших мастерских в Подмосковье. Работали да диву давались.

Икона была в плохом состоянии. Краски выцвели, покрывавшая всё полотно олифа – древний лак – потемнела и скрывала рисунок почти полностью. Бывшая на иконе позолота да драгоценные каменья частично утрачены, будучи в недрах советского музея. Но в практически полный порядок её привести всё же удалось.

Эксперты-реставраторы отмечают: амурская икона достаточно своеобразна. По их оценкам, написана она была если не в начале XVII века, то точно в первой его половине. Написана не по канонам. На ней изображена Богоматерь с младенцем. На языке иконописцев такое изображение называется «Чревоносительница» – Иисус Христос изображён не на руках матери, а как бы в её чреве, еще не рождённым. Но в полный рост, эмбрионы тогда рисовать не умели.

Что интересно, расположение рук Богоматери и самого Иисуса, еще ряд моментов совершенно не характерны для того периода русской иконописи. Высветленные лики говорят о северной школе иконописцев. Исследователи склоняются, что эту икону создавали под модными тогда влияниями церковного реформаторства. Это именно тогда патриарх Никон начал жёсткие реформы в обрядах, из-за которых на него обиделись и ушли из-под московской церковной власти старообрядцы.

Икона написана древней водяной краской – темперой, по левкасу – особой грунтовке из мела. Исследователи отмечают и ещё один немаловажный факт: икона писалась не на дереве, как было принято, а на холсте. На деревянную доску её приклеили потом.

— Есть теория, с которой согласны многие ученые, что на холсте именно в XVII веке иконы писались специально. Для удобства перевозки. Такие иконы легко сворачивались и транспортировались. Дело в том, что тогда активно осваивалась Восточная Сибирь, Забайкалье, появлялись новые города, остроги, сёла, естественно, возводились десятки новых церквей. Каждой из них нужна была своя икона, крупная, для иконостаса. Мы предполагаем, что такие иконы, как наша албазинская, писались сразу партиями в крупных мастерских и отправлялись на восток, в новоосвоенные регионы русского царства, – говорит Владимир Трухин.

Пять тайн главной амурской иконы: от клада чёрного попа до обретения

Фото: скриншот с видео лекции в Доме Котельникова

Источник новости: Amur.info