С 26 февраля по 3 марта в регионе проходит неделя профилактики употребления наркотических средств. Самая не защищенная от различных зависимостей категория – дети и подростки. Поэтому мы решили узнать у врача-психиатра, нарколога кабинета профилактики наркологических расстройств Галины Жушман, что делать родителям для предупреждения этого недуга и куда бежать, если появились сомнения.
Фото: Галина Жушман
— Галина Васильевна, вообще насколько актуальна проблема детской, подростковой наркозависимости для нашего региона?
— Ситуацию с употреблением наркотиков среди несовершеннолетних на территории региона можно назвать относительно благополучной. Так, заболеваемость наркологической патологией в Амурской области в целом ниже среднего показателя по РФ на 38 %. Кроме того, в области не зарегистрированы пациенты с диагнозом «наркомания», нет потребителей опиатов и психостимуляторов. В наркологической службе зарегистрированы несовершеннолетние пациенты с пагубным употреблением наркотических веществ, но без явлений зависимости. Данный показатель составил 82,5 на 100 тысяч населения.
— Звучит статистика не очень понятно. Это всё же мало или много?
— Средне. Для сравнения, этот показатель в целом по стране составляет – 83,9. Значит, в нашем регионе чуть спокойнее, чем в большинстве регионов. Но и расслабляться тоже не стоит. Тема очень щепетильная. Важно не проморгать своего ребенка, не допустить, чтобы он попал в эту, пусть и немногочисленную, категорию.
— С какого возраста дети входят в зону риска по наркотикам? Когда родителям стоит проявлять особую бдительность?
— Сложно однозначно и для всех сказать. Но официально, в соответствии с приказами Минздрава и Минобразования, тестирование на наркотики начинаем с 13 лет, это ученики 7-х классов.
— Существуют ли внешние признаки, которые могут насторожить родителя и вызвать подозрения?
— Конечно. Существуют явные и косвенные симптомы, которые родителей должны насторожить. Косвенные: ребёнок стал хуже учиться, поменял компанию, приходит поздно домой, скрывает своих друзей, стал непослушным и неуправляемым в поведении, то есть изменился в худшую сторону. Также если наутро много ест, много спит, ведет себя не характерно для себя, то это тоже повод присмотреться к ребенку. Однозначно о появлении зависимости все вышеуказанные признаки не говорят, но вызвать особую настороженность всё же должны.
И есть явные признаки, когда ребёнок приходит домой в состоянии наркотического или алкогольного, или токсического опьянения. Здесь симптомы налицо: широкий зрачок, неадекватное поведение либо заторможенность, либо, наоборот, повышенная возбудимость. Так, если это потребление спиртосодержащих напитков, то вы почувствуете характерный запах алкоголя, если в ход пошли «ингалянты», то тоже будет запах, но ацетона или растворителя.
Фото: Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Амурской области
— Что же делать, если родители обнаружили эти признаки, как себя вести, куда бежать?
— В наркологическом диспансере в приёмном покое круглосуточно проводится медицинское освидетельствование. Родители могут в любом состоянии, в любое время суток привезти ребенка и абсолютно бесплатно провести обследование, экспертизу. Тут однозначно родительские подозрения и сомнения либо будут опровергнуты, либо подтвердятся.
— Сразу везти к врачу, не попытавшись разобраться, как-то пугающе и не по-родительски, что ли. Может, сначала попробовать самим разобраться? С чего начать?
— Если появились первые подозрения, что ребёнок употребляет психоактивные вещества, попытайтесь просто поговорить с ребёнком, спокойно, без криков, без угроз и тем более без физических воздействий. Просто спросите: почему попробовал, что испытал, понравилось или нет, кто-то угостил или, может быть, какое-то любопытство. В общем, узнайте, был ли факт, и если да, то в чем причина. Но тут надо понимать, что, если, родители не являются авторитетом для ребёнка, такие разговоры будут совершенно бесполезны. Для того чтобы как-то ребёнка убедить в том, что этого делать нельзя, родители сами должны быть авторитетом, примером для собственных детей. Если речь идёт о сигаретах и об алкоголе, то родители, в первую очередь, сами не должны их употреблять, хотя бы при детях. А с наркотиками вообще стоит проявлять категоричность. Я часто слышу от родителей детей: «… да что тут такого, я тоже это употреблял, ничего, дураком же не стал… вырос, и все нормально!» Понимаете, ни в коем случае так при ребенке рассуждать нельзя! Но самый важный совет родителям, которые убедились, что в их семье появилось место наркотикам, это обращение в специализированное лечебное учреждение – наркологический диспансер, где существует кабинет профилактики, где работают врачи наркологи, психологи, психотерапевты, которые в разговоре с ребёнком выясняют причину (почему, кто и как угостил ребёнка, что испытал и так далее).
— Все боятся таких кабинетов, они, по мнению обывателей, могут сильно «подпортить» биографию.
— Устаревшие предубеждения, не имеющие ничего общего с действительностью. Помощь в таких случаях оказывается совершенно бесплатно и, самое главное, анонимно, то есть если родители не дают согласия на постановку на диспансерное наблюдение, то мы не имеем права по законодательству поставить подростка на учёт. К сожалению, родители до сих пор живут какими-то старыми формациями, не зная законов, тянут до последнего. Видят, что ребёнок употребляет, год-два чего-то ждут, и только потом, когда этот ребенок попадает в поле зрения опеки либо полиции, они обращаются к нам. К сожалению, чаще всего поздно, потому что зависимости у подростков формируются очень быстро к любому психоактивному веществу.
— Насколько опасны последствия приёма наркотикосодержащих веществ для детей?
— Из последствий самое очевидное – это нарушение функции центральной нервной системы, то есть психики. Ребёнок, который систематически употребляет психоактивные вещества, будет психически нездоровым человеком. Появится раздражительность, агрессивность, неуживчивость со сверстниками, как итог, он превратится в изгоя. Да, сердце, лёгкие работают, они молодые, они здоровые. Но печень может отреагировать на приём психоактивных веществ. Очень часто у принимающих наркотики подростков, кроме энцефалопатии, мы встречаем хронический токсический гепатит.
— Есть ли шанс спасти зависимого? Какие-то современные способы лечения?
— У нас существует дневной стационар, кстати, он как раз открыт для детей и подростков. В лечении акцент делается на работу с психологом и психотерапевтом. В процессе лечения специалисты стремятся переориентировать ребёнка, пытаясь объяснить ему, чем это опасно для жизни. А применяемые методы всё же комплексные – это и медикаментозное лечение, и работа с психотерапевтом, с психологом, и БОСС-терапия, и ПРАК-терапия, и физиолечение, а также различные групповые занятия. Важно понимать, что для эффективного вывода из зависимости нужен абсолютно индивидуальный подход к каждому ребёнку. Нет шаблонного лечения, вся работа выстроена на персональных особенностях.
— Зависимость всё же опасна повторами, поэтому важна еще и реабилитация после лечения. Есть ли в регионе подобные программы по реабилитации?
— У психологов и психотерапевтов очень много различных реабилитационных эффективных программ для социализации детей, формирующих установку на трезвый образ жизни, на неупотребление психоактивных веществ. К ним относятся не только наркотики, но и никотин, алкоголь, некоторые сильнодействующие лекарственные препараты.
— Как относитесь к вейпам среди детей? Это тоже наркомания? И как отучить, если заметили?
— Вейпы – это бич современного подрастающего поколения. Вовлечение детей и молодежи в такой вид курения идет огромными темпами. Причем не только в нашей области, стране, но и во всем мире. Самое страшное в этой ситуации то, что ни родители, ни дети не считают вейпинг опасным явлением. Например, мама приводит подростка на консультацию, я спрашиваю: «Курит ваш ребёнок?» Она говорит: «Нет, только вейп». Я спрашиваю маму: «А в чем разница между вейпом и обычной сигаретой?» «Ну как… это же вейп», — отвечает она. И весь разговор. Затем мы проводим тестирования и обнаруживаем в моче ребенка котинин — метаболит никотина, то же вещество, которое выделяется и при раскуривании обычной сигареты. Показываем результаты маме и уже аргументированно спрашиваем: «Так в чем для вас разница? Смотрите, у ребенка котинин положительный, то есть употреблял он тот же самый никотин, ну вот только что без запаха».
Ещё всегда беседуем с родителями об их привычках, образе жизни. Всегда спрашиваем: «Курите?» Если ответ положительный, то чего же вы хотите от своих детей… Вы же для них пример, образец. Огорчает очень формальное и легковесное, даже легкомысленное отношение к проблеме самих родителей, не считающих вейпинг серьезной угрозой здоровью ребенка. А стоит.
Фото: Амур.инфо
— Если анализировать статистику в регионе, какие всё же виды зависимостей больше характерны для амурчан-подростков?
— На сегодняшний день среди детей и подростков по частоте встречаемости рейтинг распределен следующим образом: вейпы на первом месте, на втором – алкоголь, затем – ингалянты, токсические вещества. То есть то, что доступно в продаже. Плюс страх уголовного и административного наказания всё-таки удерживает от употребления непосредственно наркотиков подрастающее поколение. Поэтому очень важно, чтобы и родители включались, контролировали своих детей, выстраивали доверительные отношения с целью предостеречь от легкодоступных психоактивных веществ. И сами, повторюсь, были примером для собственных детей. Никакие слова, идущие вразрез с действиями, не смогут быть весомым аргументом.
Источник новости: Amur.info