3 декабря свой профессиональный праздник в России отмечают служители права. О том, как туда попадают, чем эта работа затягивает и как ее совмещать с семьей, мы решили узнать у директора юридической компании ООО «Юридический центр-28», ведущего специалиста – юриста в области семейных споров и по совместительству мамы троих детей Ольги Непомнящей.
Фото: из архива Ольги Непомнящей
— Ольга, вы помните, когда появилось желание защищать чужие права? Это был самостоятельный выбор или семейные традиции?
— Нет, это не мечта детства и не семейная история про династии. Я в профессию пришла не сразу. Первое образование получила экономическое: бухучет, анализ, аудит. Как раз она была, скорее, навязана родителями. Если говорить о мечте детства, то хотела быть психологом. Но пошла учиться считать цифры. Окончив АмГУ, я даже устроилась бухгалтером на одно из предприятий министерства обороны, но сразу поняла, что не на своем месте. Работу бросать не стала, но поступила на заочное отделение Московской академии предпринимательства и права. Летом 2014 года получила диплом и осенью того же года уже устроилась юристом в кредитную организацию.
— Но сейчас вы специализируетесь на семейном праве. Как к этому пришли? Вообще, как выбирали между гражданским и уголовным правом? Это обычно самая главная дилемма для юриста.
— Семейным правом увлеклась после сложного развода с мужем всё в том же 2014 году. Уже через несколько лет ушла в частную юридическую практику, чем и занимаюсь по сегодняшний день. Отчасти моя мечта сбылась. Семейный юрист не может не быть психологом. Параллельно с частной юридической практикой продолжала учиться, окончила несколько курсов повышения квалификации на базе ЦНТИ «Прогресс», Санкт-Петербургский филиал. В их числе и курсы медиатора.
Но если говорить о выборе между уголовным и гражданским правом, то на самом деле изначально во время учебы я выбрала уголовную специализацию, мечтала работать в полиции. И, кстати, два высших образования, экономическое и юридическое, открывали тогда много путей в структурах, но жизнь внесла свои коррективы, чему сейчас я очень рада. А сама учёба на юридическом давалась легко, было безумно интересно. Тогда я поняла, что теперь на правильном пути.
— Но сейчас вы не просто юрист по семейному праву, а руководитель целой компании. Как складывается ваш день, как его планируете, сколько времени посвящаете работе?
— Отчасти мой день планируют клиенты. Потому ещё вечером, уходя с работы, я проверяю график следующего дня: время судебных заседаний, записи на консультации. А утром, за чашкой кофе, планирую уже оставшееся время, распределяя его на написание документов: исковых заявлений, отзывов, различных ходатайств. Рабочий день может сложиться с 8 до 20 часов. Впрочем, бывает чуть меньше.
— 12 часов на работе! А как же семья, у вас трое детей, когда занимаетесь воспитанием и бытом? Сил хватает?
— Моя семья – это я и трое детей, а еще собака породы бигль! Кто знает, тот поймет. Правда, старшей дочери уже 19 лет, она живет отдельно, но часто приходит в гости. Мы с ней вместе проводим досуг, шопинг тоже совместный. С младшими очень помогают мои родители. Младший сын Макар – первоклассник. Родители живут в соседнем доме, после школы он идет к ним. Мама кормит его обедом, они вместе делают уроки. А среднему, Максиму, 14 лет, он уже довольно самостоятельный парень. Даже помогает по дому, отвечает за выгул собаки, ходит в магазин. А вечером мы традиционно встречаемся за семейным ужином. Каждый чётко знает и понимает свою зону ответственности в семье. Мы – команда. В выходные ходим в кино, выезжаем за город, вместе проводим отпуск. Работа и семья не мешают друг другу, а, наоборот, дополняют.
Фото: из архива Ольги Непомнящей
— Как считаете, в вашей подрастающей команде будут еще юристы? Или пока не определились с профессией?
— Старшая поступала на юрфак два года назад. Но не понравилось ей. Сейчас учится в педагогическом колледже и работает в банке. Средний сын мечтает стать айтишником. Ну а с Макаром пока вообще ничего не понятно. Ответ на вопрос : «Кем хочешь стать, когда вырастешь?» – меняется каждый день.
— Если говорить о вашем личном восприятии работы, что больше всего кажется сложным, отталкивающим, возможно, в профессии, а что, напротив, держит в ней до сих пор?
— Самое сложное – это научиться, приходя домой, не думать о проблемах клиентов. Я за всех всегда очень переживаю и с каждым из них всей душой проживаю их переживания, волнуюсь за них, как за себя. Для меня это эмоционально сложно. Всегда со всеми на связи. Повторюсь, семейный юрист не может не быть психологом. Помимо профессиональной помощи, практически каждому из клиентов требуется моральная поддержка, совет, сопереживание, уверенность в том, что всё получится и все будет хорошо. Но вместе с тем, когда дело выиграно, эти эмоциональные затраты с моей стороны вознаграждаются словами благодарности и счастьем в глазах каждого из них. И это как раз то, что подкупает в моей профессии. Счастлив клиент – счастлива я. Это заряжает, несмотря на всю сложность и эмоциональность семейных споров. Хочется оставаться именно в этой категории права, чувствовать свою нужность людям и умение помочь.
— Что помогает всегда оставаться актуальной в профессии: на кого-то равняетесь, возможно, где повышаете квалификацию?
— Конечно, нужно постоянно учиться. Я регулярно посещаю ЦНТИ «Прогресс» в Санкт-Петербурге, не реже двух раз в год. Кроме того, прохожу курсы повышения квалификации по разным направлениям, не только в области семейного права. Ну и обмен опытом с коллегами никто не отменял, регулярное изучение судебной практики, отслеживание изменений в законодательстве.
— Юристов очень много, одна из самых популярных специальностей уже не один десяток лет. Конкуренции не боитесь?
— Конкуренция меня никогда не пугала и не пугает. Считаю, что работы хватит всем. Основной поток моих клиентов приходит по рекомендации. Поэтому мой девиз: «Делай свою работу качественно, и будешь востребован всегда».
Фото: из архива Ольги Непомнящей
— А есть дела, которыми особенно гордитесь, и в чем их секрет?
— Конечно. Одно дело было вообще как детектив. Родители, как водится после сложного развода, делили ребенка. Папа даже силой забрал его у мамы, нанеся в этот момент вред здоровью женщины, ударил, если говорить проще, для нее это закончилось серьезным переломом. Малыша от мамы прятал, возил по стране. Изначально женщина обратилась тогда к другому юристу, но чутьё её не подвело, она решила проверить действия правозащитника, проконсультировавшись с другим специалистом. Для этого выбрала меня. Как оказалось, там неверно было составлено исковое, это могло существенно затянуть дело. Мы же в кратчайшие сроки изменили исковое требование, предприняли целый ряд обоснованных правовых действий, и в очень короткие по юридическим меркам сроки ребенка удалось вернуть маме. Я тогда была на связи с клиенткой 24/7, ей очень нужна была не только грамотная юридическая помощь, но и человеческая поддержка. Сегодня мы с ней приятельствуем, всё наладилось, даже отношения с бывшим супругом стали нормальными.
— И правда, звучит как детективная история, отлично, что с хеппи-эндом. А курьёзные истории в практике случаются? Или всё всегда сурово, как закон?
— Бывают, это же жизнь, куда без анекдотов. Совсем недавно был забавный случай. Пишет мне один знакомый, спрашивает разрешение дать контакт другу, которому нужна помощь юриста. Получив мой номер, его друг пишет: «Добрый вечер, ваш контакт дал знакомый, говорит, вы лучшая в области семейных споров». Отвечаю: «Чем смогу – помогу, какая проблема?» Оказалось, его бывшая жена подала на раздел имущества, и нужен юрист по защите его прав. Скинул копию иска, смотрю, и та-дам! прилетает мне на ватсап фото иска, который написан мной! Конечно, пришлось ему отказать. Парень, хоть и расстроился, но не растерялся, предложил «хотя бы кофе» попить. Кофе, конечно же, тоже не случился, ответила, что это непрофессионально. Но вышло забавно.
— Вы очень красивая женщина, понимаю мужчину. История правда смешная, то ли город очень маленький, то ли жизнь полна сюрпризов. Здорово, что вы за этику и честны со своими клиентами. Это подкупает. Вы сказали, что отучились на медиатора. А в реальной жизни в этой роли уже работали? Получалось урегулировать конфликт между бывшими супругами до суда?
— Сразу обозначу, мировые соглашения до суда не заключаются. Они могут стать результатом начавшегося судебного процесса. Меня в нашем городе судьи, специализирующиеся на семейных спорах, знают как юриста, у которого большой процент заключений мировых соглашений. Медиатором я не работаю, потому что надо быть либо им, либо юристом. Два в одном не бывает. Но я провожу примирительные переговоры как с каждой из сторон по отдельности, так и совместно. Самое приятное в моей работе – это то, что зачастую мне удается помирить людей, и они приходят к обоюдному соглашению по тому или иному семейному спору. Был в практике такой случай, показательный. Пришел ко мне как-то мужчина, на него бывшая супруга подала иск для определения места жительства ребенка, порядка общения и алиментов. Он был недоволен, ругался. Эмоционировал, просил затянуть процесс, чтобы я сделала всё, чтобы его бывшая супруга как можно меньше алиментов получила. Я его выслушала и объяснила, что я так не работаю, я не делаю не по совести, у меня есть свои принципы. Задала ему вопрос, помогает ли он в настоящее время ребенку. На что он ответил: «Да». И как выяснилось, платил он даже больше, чем через суд просила официально определить его бывшая жена. Долго мы с ним тогда говорили, я объясняла, что его действия только обострят отношения. Выводила его на различные мысли, работая вопросами. Он тогда выслушал меня, ушел думать. На следующий день вернулся, и мы заключили договор только на составление искового требования по определению порядка общения. Его в итоге не устраивал лишь этот момент. И мы даже заключили мировое соглашение с его экс-супругой. Он очень меня благодарил за это взвешенное решение. И я очень горда, что смогла спасти ситуацию от затягивания и эскалации конфликта.
— А ваша юридическая компания только семейными спорами занимается или более широкий спектр юридических услуг оказываете?
— Нет, мы помогаем разрешить достаточно широкий спектр спорных вопросов, где нужна профессиональная юридическая помощь. Это бытовые, жилищные споры, сопровождение всех сделок с недвижимостью, корпоративные споры, банкротство.
Фото: из архива Ольги Непомнящей
— Даже с недвижимостью работаете?
— Да, у нас в штате есть агент по недвижимости, который подыщет нужный вариант, и юристы, которые проведут сделку, проверят все документы, помогут грамотно оформить.
— Вы уже придумали, как будете отмечать в своей компании профессиональный праздник?
— В этом году наш профессиональный праздник выпал на воскресенье, так что каждый из нас отмечает его с семьей. Это главное. А в понедельник обязательно устроим чаепитие в офисе. Кстати, наша компания уже тоже почти как семья, дружим, советуемся, поддерживаем друг друга.
Фото: из архива Ольги Непомнящей
— С праздником вас и ваших коллег! Пусть работа продолжает радовать и вдохновлять, не отвлекая от семьи, гармонии во всём.
Реклама. ООО «ЮЦ-28», ИНН 2801266380
Источник новости: Amur.info