«Могу обхватить руками свою тазовую кость!»: как отличить диету от анорексии

16 ноября отмечается Международный день борьбы с анорексией – одним из самых тяжелых расстройств пищевого поведения. Это болезнь, которая заставляет человека буквально бояться еды. Как итог: искаженное восприятие собственного тела, истощение и необратимые заболевания, вплоть до летального исхода.

Наверное, каждая представительница прекрасного пола хоть раз задумывалась о несовершенствах собственного тела: вглядывалась в отражение и находила недостатки в фигуре: там лишнее, тут рыхло, а здесь подвисло.

Очевидное решение в таких ситуациях – ограничение в питании. И здесь есть несколько вариантов развития событий:

  • стандартный. Диета с ограничением потребления быстрых углеводов (выпечка, сладкое);
  • правильный. Переход на правильное питание + регулярная физическая нагрузка. ЗОЖ;
  • профессиональный. Работа с нутрициологом и личным тренером;
  • радикальный: прогрессирующее сокращение объемов пищи, маниакальный подсчет калорий, отказ от полноценного питания и сладкого, изнурение себя физическими нагрузками.

Именно радикальные методы похудения и могут привести человек к анорексии.

Так случилось с нашей героиней Анной, которой довелось столкнуться с этим расстройством.

— Мне было лет 18. Веселые студенческие годы, отсутствие родительского контроля, жизнь в общежитии сделали меня свободной в выборе образа своего существования. Только уехав от родителей, я быстро набрала вес, благодаря фастфуду. И однажды осознала, что вес в 75 килограммов при росте 169 сантиметров – безобразен. Поменять все я решила по щелчку пальцев – на руку сыграло то, что от стресса у меня снижается аппетит, а на носу была сессия, – начала свой рассказ Анна.

Организм девушки был молодым, а сознание не столь затуманенным, как у большинства подростков, страдающих этим расстройством пищевого поведения в угоду моде или собственным комплексам. Анна отметила, что осознавала свою зацикленность на питании и фигуре, но ей это нравилось – ведь она двигалась к совершенству.

«Могу обхватить руками свою тазовую кость!»: как отличить диету от анорексии

Фото: Амур.инфо

— Завтракала я калорийно, потому что нужна была пища для мозга. Но так было только в начале. Омлет с луком, одна печенька и всегда – кофе с сухими жирными сливками. Обед я пропускала и, может быть, почувствовав урчание, могла съесть шоколадный батончик. Мой любимый салат: крупно нарезанная капуста, вместо растительного масла – две столовые ложки воды и какая-нибудь приправа с усилителем вкуса. Ужин мой состоял из четырех мандаринок и десяти фиников. А если начинали трястись руки, я покупала на развес десять пельменей на ужин. Десять, ни в коем случае не больше, – описала свой рацион Анна, – во время написания курсовой работы я часто сидела допоздна и пила много кофе со сливками. Когда уставала сидеть – включала музыку и тренировалась (качала пресс, приседала, выполняла «велосипед»). Потом я начала отказываться от завтраков, просто не хотела есть (считала, что из-за стресса). Затем отменились батончики – я просто забывала поесть. Но всегда пила кофе со сливками, количество чашек было колоссальным. На тренировки я стала отвлекаться каждый час свободного времени и всегда ходила по городу пешком. А от своего отражения в зеркале я была в восторге. К концу сессии я весила 50 килограммов.

Анна отметила, что не чувствовала никаких особенных изменений в своем организме, кроме тех самых моментов, когда тряслись руки. Отражение в зеркале затмило все, а выделяющиеся ребра объясняла друзьям «особенностью фигуры».

— Спустя 15 лет после произошедшего вообще не могу понять, почему я сама не забила тревогу, ведь я уже несколько дней нормально не ела, а если и ела, то только потому, что надо поесть, чтобы унять дрожь в пальцах. Голода как такового не было. Изменила все мама, – вспоминает Анна, – помню, как, проснувшись утром, лежу в кровати, по привычке нащупываю ребра и кости, звоню маме и как-то резко с восторгом выпаливаю: «Представляешь, я могу обхватить руками свою тазовую кость!». Она была в шоке, ведь давно меня не видела, а я ей и не рассказывала о своих достижениях – ее всегда возмущали мои диеты. Не помню, что она тогда сказала, но она убедила меня, что это ненормально. В этот же день я решила полноценно поесть. Затем меня затошнило – и все вышло в унитаз.

Фото: Амур.инфо

История Анны закончилась хорошо и успешно, поесть девушке удалось после нескольких попыток. Ее проблема не успела превратиться в патологию, только оставила послевкусие в виде хронических болезней ЖКТ, проявившихся с возрастом, да борьбы с самовосприятием: отражение в зеркале больше не выдавало ту хрустально-прозрачную фею, которая ей так нравилась.

Но сколько историй в практике психиатров и психотерапевтов заканчиваются не столь радужно? Ведь анорексия – не так уж редка и сегодня. Страдают ею чаще юные особы и не всегда только девушки.

Причина?

Обычно это дань моде или попытка преодолеть свои комплексы. Но бывают и случаи, как у нашей героини – попытка достичь совершенства.

Вот, что говорит главный врач Амурской областной психиатрической больницы Оксана Шульмина:

— Анорексия – дословно с греческого переводится как отсутствие аппетита. Объективно организму необходимо и пора получить очередную ресурсную порцию питательных веществ, но субъективно человек не хочет есть, не испытывает чувства голода: нередко даже вид пищи или разговор на эту тему или мысли о еде вызывают отвращение, тошноту и рвотные позывы. Типичный возраст начала – с 13 до 25 лет.

Причины развития анорексии можно выделить следующие:

  • недовольство собственной внешностью, заниженная или завышенная самооценка (то есть несоответствие между субъективными представлениями о самом себе и объективным отражением в зеркале);
  • неодобрительные, презрительные слова по поводу «полноты», сказанные значимыми людьми или людьми из ближайшего окружения (одноклассники, одногруппники, родственники);
  • завышенные требования в семье, скрытая или явная нелюбовь одного или обоих родителей;
  • личные качества: стремление быть лучшим, быть первым, склонным к театральным эффектам или стремление быть незаметным и, как следствие, уязвимым.

Важно отметить, что наиболее склонны к развитию расстройств пищевого поведения именно подростки. Так что родителям важно обращать внимание на особые сигналы – ведь с анорексией не так-то просто бороться с помощью криков, запретов, наказаний или воспитательной беседы. Это отклонение, и с ним должен работать специалист.

Фото: Амур.инфо

Если вы заметили, что ребенок странно ведет себя за столом, обратите внимание, подходит ли его поведение под описанное специалистом:

— Расскажу о типичном «портрете» пациента страдающего анорексией:

  • бросающаяся в лицо неестественная худоба, бледность, «прозрачность» кожных покровов;
  • темные тени под глазами;
  • ломкие и сухие волосы, ногти;
  • запах изо рта;
  • одежда в стиле «оверсайз», могослойная, темных цветов (черный, серый).

Обращайте внимание на настроение ребенка, чем занимается подросток в свободное время, какое место уделено физическим нагрузкам (он может изнурять себя физическими нагрузками), обязательно смотрите, сколько ребенок съедает за общим столом, не выбрасывает ли пищу в мусорное ведро, не уходит ли сразу в туалет, встав из-за стола (чтобы вызвать рвоту), не появилась ли строгая избирательность в еде, взвешивание продуктов по граммам, подсчет калорий, – отметила Оксана Шульмина.

Врач рассказала и о том, как формируется болезнь. И это важно знать всем:

— В первую очередь возникает неудовлетворенность собой. Под этим понимают не только внешний вид, но невозможностью достичь определенных целей. Нарушается самооценка, затем человек отказывается от приема продуктов, которые «полнят». У него происходит искажение своего образа, при котором возникает страх перед полнотой, появляется ощущение радости от эффекта похудения и как следствие еще большее ужесточение диеты.

Фото:Амур.инфо

Что нужно знать: к сожалению, самостоятельно справиться с анорексией невозможно, без помощи специалистов не получится. А без своевременной помощи болезнь может привести к множеству соматических осложнений, например, к задержке роста и полового развития, дистрофическим изменениям кожи и мышц, хроническим запорам, вторичной аменорее, остеопорозу, переломам костей, миокардиодистрофии. Смертность в тяжелых случаях анорексии достигает 7 %.

Диагноз анорексия ставит врач-психиатр. Ее лечение – комплексное. Гастроэнтеролог совместно с диетологом назначают питание, врач психотерапевт применяет когнитивно-поведенческую психотерапию, врач психиатр ищет истинную причину болезни, при помощи лекарственных препаратов снижает тревожность и разрушает внутренний конфликт, – говорит Оксана Шульмина.

Какой можно сделать вывод:

во всем важен баланс.

Фото: Светлана Митина

Если вы приняли решение что-то изменить в себе, следует задать себе один очень важный вопрос и честно на него ответить:

«Я люблю себя?».

Если вы сомневаетесь в ответе или отвечаете «нет» – это значит, что процесс преображения скорее всего станет насилием над вашим организмом, и вам следует совершать метаморфозы и менять образ жизни только под контролем диетолога, нутрициолога и тренера.

Потому что свое здоровье нужно беречь.

Источник новости: Amur.info