Новый взгляд на гоголевскую повесть «Вий» представил питерский театр «Приют комедианта» в рамках фестиваля «Амурская осень».
История Хомы Брута, которого заставил читать молитвы над умершей ведьмой-панночкой её отец, знакома, наверное, каждому. Образ Хомы, схематично описанный у Гоголя, раскрывается в постановке питерского театра для многих неожиданно.
Фото: Наталья Поспелова
Режиссер Василий Сенин показал зрителю, что сгубила Хому вовсе не трусость, как рассуждают в конце повести его товарищи. Подвела его любовь к веселой жизни и невозможность противостоять плотским желаниям. Он не смог отказать сначала ведьме, которая приютила его на ночь, а потом и нечистой силе, которая являлась к нему ночами в образе прекрасных женщин, потому и сгинул.
Фото: Наталья Поспелова
Обнаженные по пояс женщины, которые периодически появлялись на сцене, амурчанам, конечно, были непривычны. Интересно, что обнажаются актрисы не в главной любовной сцене, когда замученная Хомой ведьма умирает то ли от страсти, то ли он усталости.
Фото: Наталья Поспелова
Красотой обнаженных тел Хому пытается выманить из спасительного круга нечисть, а впервые в спектакле снимает с себя платье актриса, рассказывая историю казака, который долго копил на новую свитку, а потом лишился её и стал призраком….
Да-да, благодаря спектаклю зрители вспомнили не только историю Хомы Брута. После сытного обеда за бутылочкой горилки начинаются рассказы об ужасах и ведьмах: в этих рассказах мы узнаем сюжеты гоголевского «Ревизора», повестей «Шинель», «Нос» и «Страшная месть». Рассказы эти – целые моно-спектакли, смотреть которые отдельное удовольствие.
Фото: Наталья Поспелова
И ночные вакханалии в церкви, и помутившееся сознание Хомы – все это прекрасно передает мелькание стробоскопа. Чёрно-белые картинки меняются стремительно: очерченный против нечести круг, греческий орнамент, рисунки в стиле Да Винчи, мировое древо иггдрасиль. Вся эта мешанина передает лоскутность человеческого сознания – это и про простой народ, который когда-то придумал образ Вия, и про каждого из нас, ведь и сейчас мы, пусть и на современный манер, часто верим в мистическое и придумываем себе «страшилки».
Фото: Наталья Поспелова
Эту смысловую какофонию поддерживает музыка – народные песни, цыганские мотивы и даже кавер на популярную рок-песню под собственный аккомпанемент актеров. Музыка помогает зрителю не скатиться в ужас повествования. Все как и полагается в фольклоре – должно быть жутко, но в то же время весело.
Фото: Наталья Поспелова
Спектакль получился ярким, как лоскутное одеяло – и жутким, и смешным, и загадочным, и понятным одновременно. Зрители будто побывали на ярмарке, той самой, о которой писал Гоголь.
Фото: Наталья Поспелова
Источник новости: Amur.info