«Варшавская мелодия»: амурскому зрителю рассказали, что всему своё время

11 августа в рамках «Амурской осени» в Общественно-культурном центре Благовещенска состоялся показ конкурсного антрепризного спектакля «Варшавская мелодия». Режиссёром выступил Сергей Сотников, ученик Константина Райкина. В 2021 году Сергей Сотников стал лауреатом фестиваля кино и театра «Амурская осень». Награждён призом оргкомитета «За преданность фестивалю и амурскому зрителю» за спектакли «А как Вы изволите поживать?» и «Глупости», а также мастер-классы по сценической речи.

«Варшавская мелодия» наряду с «Покровскими воротами» одна из самых известный пьес советского драматурга Леонида Зорина, она написана в 1967 году. Через два года вышла экранизация этого произведения с Юлией Борисовой и Михаилом Ульяновым.

В послевоенной Москве случай сводит вместе студентку консерватории Гелену и прошедшего войну будущего винодела по имени Виктор. История их любви начитается в 1946 году и растягивается на несколько встреч в течение двух десятилетий. В самый разгар романа героев разделяет государство, которое запрещает браки между гражданами разных стран. Через годы закон отменяется, но герои вынуждены делать непростой выбор между долгом и чувствами.

«Варшавская мелодия»: амурскому зрителю рассказали, что всему своё время

Фото: Наталья Поспелова

Современная постановка от Сергея Сотникова гораздо резче и эмоциональнее – возможно, это оправданная попытка отойти от «эталонной» советской экранизации. Судя по биографии Сергея Сотникова, он сформировался как режиссёр под влиянием традиций «Сатирикона» и, возможно, поэтому актёры совершают на сцене много амплитудных, резких движений, характерных для актёрской школы Константина Райкина.

Фото: Наталья Поспелова

Актёров в этом спектакле всего два, и весь успех или неуспех практически полностью зависит от них.

Марина Александрова в роли Гелены кому-то может показаться излишне резкой. Но в целом, выглядит достаточно органично и в основном забирает на себя всё внимание – за счёт игры актрисы смотрится весь спектакль. Она неплохо передаёт обаяние польской пани – несколько сумасбродное, и её характерный акцент. По этой причине актёрский труд трудно оценить полностью, если вы никогда не слышали, как говорят на русском этнические поляки.

Фото: Наталья Поспелова

В отличие от советской экранизации, Гелена в исполнении Марины Александровой получилась более прямолинейной и решительной. Это похоже на правду – по сюжету пьесы на своей оккупированной родине пани Гелена принимала участие в нескольких опасных эпизодах, укрывая от немецких патрулей еврейское население. Поэтому именно от неё исходят все предложения о возобновлении отношений.

Фото: Наталья Поспелова

Актёр театра и кино Антон Васильев, который играет Виктора, в этом спектакле несколько в тени партнёрши, но, возможно, таков замысел. Кроме того, ему явно не хватает спокойного, уверенного обаяния, которое было у Михаила Ульянова.

По сюжету пьесы Виктор – фронтовик, но Антона Васильева, в отличие от Михаила Ульянова, с трудом можно представить в этом качестве. Он много топает по сцене сапогами, совершает размашистые движения и на этом всё. Возможно, такова режиссёрская задумка, но в итоге Виктор получается излишне суетливым. Также не в пользу «мужского плеча» идут сценические наряды героя. Бурый, мешкообразный плащ, в котором герой ходит половину сценического времени, похож на шинель с отпоротыми знаками различия. И Виктор выглядит в ней не как победитель фашизма, а как дезертир. Ближе к финалу главному герою не придают обаяния такие же бесформенные плащи, шляпа советского интеллигента и казённый кожаный портфель.

Фото: Наталья Поспелова

Возможно, всё это не случайно, и режиссёр понемногу подводит зрителя к мысли о том, что именно Виктор – слабое звено в этой паре.

Вся история Гелены и Виктора – об упущенной любви, нереализованных возможностях и поэтому актуальна всегда.

Фото: Наталья Поспелова

Источник новости: Amur.info