Фестиваль средневековой культуры проводится в Благовещенске уже в пятый раз. Сегодня площадки этого ежегодного интерактивного шоу были развёрнуты на турбазе «Заимка 28» в Белогорье, а завтра участники разместятся в Благовещенске, на базе конно-спортивного клуба «Аллюр».
Формат происходящего за пять лет уже чётко оформился – центром фокусировки глаз присутствующих остаётся арена или правильнее «ристалище». Именно здесь люди, тяжело нагруженные средневековой экипировкой, рубят друг друга железным оружием до тех пор, пока кто-то один не повалится на землю.
Движение здесь происходит не только на ристалище. Вокруг, на свободных местах, расставлены шатры участников, стенды с историческим военным снаряжением, экипировкой, места для разнообразных незамысловатых средневековых забав, наподобие стрельбы из лука или метания копий. Кроме воинской культуры, тут ещё есть музыкальные инструменты, предметы быта.
То, что в программе фестиваля куртуазно называется «турнирная номинация позднего средневековья», на самом деле – жёсткое, полноконтактное «рубилово», которое исполняется сплочёнными и специально подготовленными командами по историческому средневековому бою. На минуточку – это такой спорт. Люди занимаются этим годами. Для чего ездят по всей стране на фестивали? Специально для того, чтобы легально «бить людей железной палкой» – такова одна из самых «милых» и «мемных» фразочек этой субкультуры. Сегодня на фестивале собрались участники со всего Дальнего Востока, Якутии, Сахалина.
Делать всё это в полную силу бойцам ИСБ позволяет тяжёлая защита: стальные латные доспехи, шлемы с закрытыми лицами, а также то, что на жаргоне называется «поддоспешник» and#8212; стёганная смягчающая удары одежда, на которую надевается весь «металл».
После выступления спортсменов, с ног до головы одетых в изделия из листового проката, на ристалище выходят также адепты «турнирной номинации раннего средневековья». Они демонстрируют военное снаряжение примерно 9-11 веков – как раз те времена, когда вообще вся воинская защита в Европе и на Руси состояла из кольчужной рубахи и шлема с открытым лицом. И это достаточно смело, при наличии копий с обеих сторон. По сравнению с предыдущей категорией спортсменов такая защита – просто ничего, поэтому для каждого из этих людей бой заканчивается после единственного пропущенного удара: если бы можно было бить больше, фестиваль бы заканчивался в медучреждении.
Конечно, чтобы неприятных последствий не было, для подобных турниров существуют проработанные правила безопасности, и по мере уменьшения защиты на участниках они становятся всё более жёсткими.
— Копьями в лицо не бить – надеюсь, все копейщики меня понимают? – спрашивает участников один из маршалов турнира. Копейщики хмуро кивают в ответ.
Маршалы турнира – это такие распорядители-администраторы, они же судьи. Помимо уверенного вида и яркой «геральдической» одежды, они вооружены длинными толстыми палками and#8212; жезлами, наподобие черенков от лопат. Обычно жезл это что-то ритуальное, но только не в этом случае – ими разнимают бойцов, слишком сцепившихся на ристалище, или защищают упавшего.
Вокруг основного места действия, в шаговой доступности расположены разнообразные стенды с историческим оружием. Вообще, возможность потрогать вещи, изготовленные по средневековым технологиям – это очень хорошо для детей и школьников. Вместо тысячи слов – тактильные ощущения, они всегда очень доходчивы. «В этом ещё и сражались, обалдеть» – самая частая эмоция от общения с оружием и доспехами.
— А я вот слышал, что богатырские мечи весят по шестнадцать килограммов, и что-то я не вижу тут такого – говорит один из молодых людей осматривающих выставку. «Пудовые богатырские мечи» and#8212; это распространённый «мемасик» прямиком из советского прошлого, который почему-то до сих пор в ходу. Судя по всему, его придумали учителя физкультуры, чтобы мотивировать учеников. Но то, что хорошо для физкультуры – не очень хорошо для знания истории.andnbsp;На молодого человека некоторое время смотрят с укором, после чего протягивают ему самый что ни на есть средневековый меч, весом менее полутора кило, изготовленный по образцу археологической находки.
На стенде, где все желающие бросают копья в два закреплённых круглых щита, можно наглядно видеть, что люди средневековья развивали «мелкую моторику» несколько иначе, нежели современные. Интересно, что это упражнение более-менее получается в основном у мужчин среднего возраста – от 30 лет. Судя по всему это ещё те, кого учили кидать «гранату» на уроках физкультуры.
Традиционно, на фестивале много «активностей» для маленьких детей, продаются сувениры. Но помимо этого, фестиваль очень украшают колоритные персонажи, одетые в исторические костюмы.
Один их них, Илья Самойлов, участник клуба «Ясень». На нём повседневная одежда из раннего средневековья, и это характерный пример того, что в те, якобы «тёмные времена», люди имели вкус в одежде и знали толк в аксессуарах. Илья показывает свой кожаный пояс, с многочисленными накладками из начищенного жёлтого металла:
— Вот это литьё вышло по ценнику около 16 тысяч рублей. Весь пояс суммарно – около двадцати. Дорого, но таковы цены, – рассказывает он.
По профессии наш герой промышленный альпинист и монтажник высотник – не самая безопасная работа, под стать хобби. На фестивале он в качестве участника – только что выиграл соревнования по стрельбе из лука. Об этом виде оружия он знает чуть меньше, чем всё.
— Просто в конце соперник мне попался с луком другой, восточной системы. У меня была возможность точнее целиться, так и выиграл, – рассказывает он.
Между тем, фестиваль идёт, белогорьевская турбаза полна людей. Завтра с утра всё это будет происходить в Благовещенске, так что желающие посетить мероприятие могут ещё успеть прикоснуться к истории, поглядеть на мир сквозь забрало шлема, взмахнуть саблей и сделать фото на память.
Источник новости: Amur.Info