|
||||
В места не столь отдалённые Бориса Черных привело далёкое прошлое. Больше восьмидесяти лет назад в благовещенском следственном изоляторе ждал своей участи его отец. На то, чтобы узнать его историю, у писателя ушло больше двадцати лет. Только в прошлом году после многочисленных запросов удалось получить документы из омского архива бывшего КГБ.
Для писателя очень дороги эти свидетельства мужества и стойкости отца – бумаги, в которых отцовской рукой написано: «Виновным себя в предъявленном обвинении не считаю». Без вины виноватый отец писателя провёл в благовещенском СИЗО семь месяцев, а потом на три года был сослан в Туруханск. Всё потому, что Иван Черных так же, как сейчас его сын, хотел быть ближе к своему отцу. Деда писателя в те сложные годы объявили белогвардейцем. Настоящий казак и георгиевский кавалер не принял красную власть и ушёл за речку, в Китай. На встречи к родным пробирался тайком по ночам.
Пить чай и беседовать со своим отцом писателю не довелось. Иван Черных умер от туберкулеза почти сразу после рождения сына. Ему осталось несколько фотографий, воспоминания родственников и дело № 907, которое стало делом его жизни.
О том, каково это – сидеть в тюрьме, писатель Борис Черных узнал не во время экскурсий. Он и сам почти пять лет – с 1982 по 1987 годы – был лишён свободы. Писателя осудили по статье «Антисоветская агитация и пропаганда», но даже в заключении он продолжал агитировать и пропагандировать русскую литературу, а за стихи Пушкина даже оказался в штрафном изоляторе. «Я читаю стихи, стукач стоит – среди нас есть обязательно стукач, зек. Он сразу бежит и говорит: “Черных начал читать”. Я чувствую, что он доложил, сразу приходит охрана, – вспоминает писатель. – “Я же Пушкина читаю, вы же в школе его изучали”, – охранникам говорю. “Прекратите читать – вы сходку организовали”. Оформляют протокол: нарушение лагерного режима».
Вернуться в камеры в качестве исследователя Борис Черных решил не только, чтобы узнать о прошлом, но и чтобы рассказать о прошлом в будущем. Сейчас писатель работает над очерком об отце. Борис Иванович уже нашёл название для этой истории, правда, пока держит его в тайне, но обещает: уже совсем скоро произведение можно будет прочитать. Ведь это уже не такая тайна, как дело № 907.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2011/03/28/8.html