увеличить | |||
– Лена, с чего всё начиналось? Увлечение поэзией было спонтанным или это изначально было стремление к чему-либо?
– Моё личное убеждение, что любые таланты ребёнка, а впоследствии взрослого человека должны воспитывать родители. В моём случае это был папа. Нельзя сказать, что он круглосуточно был со мной и занимался воспитанием моего творческого начала. Он у меня человек занятой – охотник, рыбак, пчеловод, потомственный скорняк. Он приходил домой, мыл свои мозолистые ручища, и после ужина мы начинали разговаривать. Между прочим, он со мной, пятилетним ребёнком, разговаривал как со взрослым человеком. Мы с ним играли в рифмы, он мне строку какую-нибудь «бросит» и я ему отвечаю рифмой на это. Мы сочиняли целые сказки, таким образом, про муху, про семейство ежей.
– А сам папа пишет стихотворения?
– Да. И тогда писал, на охоте. Один раз я поинтересовалась у него, что за бумажки лежат у него в машине, за козырьком. Оказалось, что это он карандашом ваяет эти строки. И недавно он вручил мне толстую тетрадь со своими стихотворениями, вечерами пишет. Мы с папой хорошо беседовали, вместе творили, сочиняли. И я пришла к выводу, что именно это надо взять за основу своей жизни, творческой её составляющей. А ещё я из тетрадок делала книжки…
– Самиздат?
– Да (смеётся). Писала на страницах стихи, рисовала к ним иллюстрации. Потом аккуратно складывала. До сих пор их храню бережно.
– Помнишь своё первое стихотворение? О чем оно?
– Писать осознанно начала с восьми лет. Первые мои стихи были не про цветочки-грибочки, а на социальные, политические темы. Это, конечно, наивно, но… В детях вообще это ощущение, социальной несправедливости, остро развито.
– А сейчас какие темы тебя более всего интересуют? Также остросоциальные?
– Нет. Раньше я терпеть не могла любовную поэзию, лирику. Не понимала, как можно вздыхать о чём-то, чего я в принципе не понимала. А потом, когда это чувство пришло, оказалось, что слова для этого и существуют, и рифмуются. И любовная лирика стала для меня одним из направлений творчества.
– Из известных поэтов кто оказал влияние на твоё творчество?
– Мне больше нравятся современные поэты, которые пишут в классическом ключе. Например, Андрей Белявин, Андрей Дементьев. Недавно открыла для себя творчество Дмитрия Быкова, его стихи очень трогательны, ироничны.
– Их творчество живёт в тебе?
– Я думаю, что любой человек, прежде чем представлять из себя целостную единицу в этом мире, «откусывает» куски от других личностей. Это естественно. То же можно сказать и о творчестве. Ото всех понемногу берёшь, фильтруешь. Нравится какая-нибудь тема, начинаешь думать, развивать её, искать новые ракурсы… Чтобы нагло не украсть (смеётся). В конце концов приходишь к чему-то своему.
– Муза есть у тебя?
– Пообщавшись со многими творческими людьми, я поняла, что все они делятся на две категории. Первые считают, что писать можно только по вдохновению: не пришла муза, ну и прости господи – будем ждать! Другие – ремесленники. Вот скажи такому человеку, чтобы он сел и написал триста строчек про замочную скважину или гитару, он сядет и напишет. Я отношусь к первой категории, которая ждёт вдохновения.
– А если не приходит? Есть ли закономерности, которые влияют на твою музу?
– Когда не приходит вдохновение – ждёшь месяц, ждёшь два… Что же, всё забросить? Но меня спасает музыка. Стоит послушать определенную песню, абстрагироваться от жизни, создастся настроение, а это и создаст и вдохновение. А вообще вдохновение черпается из жизни как таковой.
– Как считаешь, нужно ли поэту признание?
– Поэту нужен читатель, а это и есть признание. Если тебя читают, то это значит, что ты кому-то нужен, на кого-то твои стихи влияют.
– А многие критики считают, что поэзия ни на что не влияет…
– Влияет. Человек прочитал какое-нибудь произведение, пусть оно маленькое, коротенькое, но и это может изменить многое в той жизненной ситуации, которая ему не нравится, определиться и разобраться, поставить точку или запятую в своей жизни. Ну а лавры? Советское время показало, как шиковали поэты, которые писали «то, что надо». Но не знаю, было ли у них ощущение, что их просто покупают. Творческий позыв не возникает из мыслей «а напишу-ка я…» и «что мне это даст». Но творческим людям нужна всё же поддержка.
– По мнению одного писателя, все поэты обожают взрывы, раскаты грома, смерчи, ураганы, пожары, руины, сцены вселенской бойни. А всегда ли поэзия должна реагировать на проблемы страны, мира?
– Поэзия не должна, она так и делает – отзывается. Это во многом порождает творчество. Поэзия откликается на жизнь, она сама – жизнь. Какие-либо проблемы, трагедии, например, сложившаяся сейчас ситуация в Японии, дают импульс совершать не только физические какие-то действия, импульс к благотворительной помощи и так далее. У многих эти переживания изливаются на бумагу в виде стихотворений, музыки.
– Твоя читательская аудитория сформировалась?
– У нас в Белогорске, откуда я родом, есть поэтическая студия, где мы собираемся и читаем друг другу стихи, обсуждаем, советуемся. Но, если называть вещи своими именами, это значит вариться в собственном соку. Говорить о читательской аудитории не приходится. По сути, провинциальная поэзия не выходит за рамки своего круга.
– В своём круге ты одна из многих или?..
– Одна из многих. Молодых поэтов, причем действительно хороших, стоящих, в области достаточно много. Мы все знакомы друг с другом, иногда встречаемся для того, чтобы что-то почитать… Мало того – в союз писателей нас принимали вдвоём с Женей Бутовой, это поэтесса, девушка моих лет. Но, вместе с тем, я бы назвала себя в какой-то мере и «одиночкой». Да, наверное, каждый молодой поэт себя таковым считает…
– А в общении с поэтами старшего поколения существуют ли барьеры?
– Радует, что у поэтов старшего поколения всегда можно спросить совета – кстати, это не только творчества касается. В общении нет никаких барьеров. Другое дело, конечно, взгляды на современную литературу – можно и поспорить иногда по этому поводу… Я теперь тоже вхожу в областную писательскую организацию (председатель – Игнатенко), которая, кстати, проводит ежегодные семинары для молодых литераторов и литераторов-школьников. Когда я была школьницей, тоже участвовала в семинарах. В принципе, это можно назвать хорошей школой для молодых литераторов. На семинарах нам преподавали основы стихосложения и написания прозы мастера амурской литературы – Светлана Аркадьевна Борзунова, Игорь Данилович Игнатенко, Нина Николаевна Дьякова…
– Твои читатели всегда понимают твоё творчество?
– Хочется верить, что мои стихи понятны даже на интуитивном уровне. Часто высказывают мнение, что мои стихотворения слишком мрачные. Не знаю, где они нашли там мрачность.
– Может, вдохновение к тебе приходит, когда на душе не солнечно?
– Да. Так оно и бывает. Радостных стихов у меня никогда и не было. И когда я начинаю читать вслух свои стихи, по трагичному выражению моего лица всё становится понятным. И все всегда спрашивают, когда же я начну улыбаться. Даже любовь в моих стихах становится трагической, разрушительной.
– Стихотворение «Он и Она» написано в неклассической форме. Это новый этап твоего творческого развития?
– Да, в принципе, я бы назвала это новым этапом. Мои знакомые музыканты называют это прогрессив-роком от поэзии. Прогрессив-рок – достаточно сложная музыка, для него характерны ломаные ритмы… Так и в моих новых стихах – постепенно я начала отходить от классических размеров стиха. Но не навсегда, разумеется. Быть может, это поиск себя. К классическому стихотворному строю я всё ещё возвращаюсь и буду возвращаться. Кстати, о музыкантах – я и тексты на музыку пишу. Уже несколько текстов написано для прогрессив-арт-рок-группы Azazello. Также в этом году выйдет альбом как раз с одной из таких песен.
– Ты – поэтесса, автор песен для рок-группы…
– Не совсем автор, но время от времени сотрудничаю с музыкантами. Я бы так сказала. Один раз работала даже с Александром Швецом, бывшим басистом группы «Маврин». Познакомились, когда Маврин был на гастролях в Благовещенске. Когда Александр ушёл из группы, попросил меня помочь переписать текст на одну из его песен, она была в альбоме Маврина «Откровение». Текст я написала, но по уже существующей вокальной линии. А так как автором вокальной линии и была поэтесса Маргарита Пушкина, использование моего стихотворного текста вместе с её вокальной линией было не совсем правомерно. Так вот и не получилось.
Сейчас работаю корреспондентом «Московского комсомольца на Амуре». А время от времени пишу рецензии в московский музыкальный журнал In Rock.
– Обращались ли к тебе с просьбой прочитать стихи, дать совет?
– Да. Было несколько раз. Ещё в университете был случай, когда ко мне подошел один физик и спросил, что я думаю о его стихах. Его стихи… странные. Я его, конечно, успокоила такими же странными словами, про себя подумала, что они слишком математические с множеством терминов. И если стихотворения не дотягивают до планки, когда ими можно восхищаться, то я это скажу.
– Как? Ведь можно обидеть.
– Скажу, что эти стихотворения меня не трогают.
– Что обычно советуешь начинающим?
– Начинающим я обычно советую не заканчивать. Человек, которому это действительно нужно, никогда не сдастся, какая бы ни была критическая ситуация. Он будет продолжать работать над своим стилем, почерком. Человек, в котором это есть, зерно поэзии не угаснет до конца жизни. Всё равно какие-то строки будут виться в голове. Что-то будешь записывать, что-то упускать.
– Не все люди рождаются с этим зерном. А можно ли задаться целью и стать поэтом?
– У многих людей есть природное творческое начало. А есть те, которые возьмут всё своими потом и кровью. Есть люди, которые пишут стихи, притянутые за уши.
Я знаю такой поэтический опыт, когда писатель описывал каждый свой день в стихотворении – получилось ровно 365. И, при всём уважении к автору, я не знаю, как относиться к тому, что он написал. Есть действительно хорошие строки, а есть такие, словно написанные перед сном, когда человек вспомнил о своей цели записывать каждый день. Есть поэты, которым лучше бы и не писать, но они нуждаются духовно в этом для себя и продолжают мучить людей. Это тоже такие формы творческого безумия. Это стоит учесть начинающим.
– С чем ты можешь сравнить поэзию?
– Наверное, её можно сравнить с тем, как ящерка отбрасывает хвост в случае опасности. То есть, отвечая на какие-то внешние раздражители, ту или иную жизненную ситуацию, поэт пишет какие-то строки, отрывает от себя слишком личные, слишком откровенные мысли. Словно дарит читателю кусок себя, понимаете? А потом рана затягивается, стихотворение уходит в народ – и этот «хвост» мыслей отрастает снова.
***
Стихотворения Елены Войтенко
Двое среди урбанистического пейзажа
Лица прохожих. Улица. Улицы…
Простыни мокрые ветер колышет.
Лица прохожих. И трубы. И крыши.
Небо не может не плакать. И хмурится.
…были прозрачные дни этой осенью –
Мы просыпались почти что невинными.
Взглядами только лишь неуловимыми,
Словно стихами, спеша перебросились.
Лица прохожих в мелькании будничном.
Стылый асфальт и высотки понурые.
И бесконечная очередь в булочной.
Мусор, проглоченный жадными урнами.
…встречи у лифта, подобные праздникам,
Снова попытки острить неуклюжие,
Вновь диалог нарочито досужий –
Вид неприступный, но взгляд безотказный…
Лица прохожих. Улица. Улицы…
Кажутся все эти хлопоты ложными!
И не почувствовать счастье возможно ли
Глядя, как двое у лифта целуются!
Она
пришла к Нему в самом разгаре
ночи.
С собой – бутылка вина
и ворох стихов
неоконченных.
Выключил лампу.
Слушал сосредоточенно.
Она – непрерывно пила и читала.
Неужели всё
кончено?!
Он поймёт приближенье разлуки
По ее речам полуарктическим,
по улыбке-пальцам-плечам
нордическим.
Воздух – сплошные разряды
статические.
Статистически
Он сколько протянет
без этой
грешницы?
Впору вешаться…
А Она хохочет, барабанит пальцами
по столешнице,
Говорит, что Он только на ночь-то
и годится –
утешиться…
… а потом рыдает,
просит на коленях прощения.
Ощущение,
что Он уже где-то видел
всё это…
Она, дрожащая, хрупкая, полуодетая –
И только ленивый
бросить Её не советовал.
Летом
Всё было иначе…
Она только плачет –
Желает ему с другой нимфой удачи.
Он молчит.
Однако
глаза не прячет.
Смотрит на её эволюции пристально,
Понимая,
что они должны это вместе
выстрадать.
Принимая
все её холостые словесные выстрелы,
Подавляя паники приступы –
Выстоять!
Небо давно затянулось тучами –
Вдвоём им не лучше…
Он
сколько протянет без этой
грешницы?!
Ровно секунду.
Потом – впору вешаться…
Источник новости: http://www.amur.info/news/2011/03/21/27.html