Юбилейные даты: Джонатан Свифт и Эдуард Артемьев

Сегодня 340 лет со дня рождения человека, рассказавшего о путешествии Гулливера – Джонатана Свифта. Ирландский писатель еще известен по своим произведениям: «Битва книжек», «Сказка бочки», «Скромное предложение». В свое время Свифта характеризовали как «мастера политического памфлета». По прошествии времени его произведения, потеряв политическую остроту, стали образцом иронии, юмора и «бытописательского» стиля. Книга «Путешествия Гулливера» стала одной из классических и наиболее часто читаемых книг во многих странах мира.

Родившись в Дублине, он прожил там до смерти. Учился в местном университете, работал секретарем и библиотекарем отставного дипломата и видного эссеиста Темпла, получил сан священника, был назначен настоятелем собора Святого Патрика, доктор богословия. Литературное творчество началось с поэзии, продолжилось памфлетами (««Соображения английского церковника», «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры», «Скромное предложение относительно детей ирландских бедняков»), письмами-отчетами (Дневник для Стеллы») и сатирическими романами. В своем завещании Свифт оставил деньги на организацию госпиталя «для идиотов и лунатиков».

***

70 лет исполнилось композитору Эдуарду Николаевичу Артемьеву, композитору-классику и основателю отечественной школы электронной музыки. Он первый из композиторов, кто использовал в отечественном кино электронную музыку (фильм «Мечте навстречу»). Незадолго до юбилея композитор выпустил диск с записью своей единственной оперы «Преступление и наказание». Музыкальное образование получил в Московской консерватории. Сочинил музыку более чем к 140 советским и российским фильмам, к десяти зарубежным. Успешно работал в Голливуде с Кончаловским и Михалковым, сотрудничал с Тарковским. Находки композитора – саундреки к «Доктору Живаго», томительно-страстные мелодии из «Сибирского цирюльника», загадочные и устрашающие звуковые комплексы в «Солярисе», звукообраз зоны из «Сталкера». «Киномузыка – это передача ощущения, настроения эпизода. Причем эпизода целиком, без каких либо подробностей, – считает Эдуард Николаевич. – Бывает, что здесь нужен какой-то акцент. Так была написана «Раба любви», и все остальные фильмы с Михалковым. Это общее чувство того, что переживает героиня в этот конкретный момент или что происходит в целом на экране». Кроме музыки к фильмам, Эдуард Николаевич пишет музыку для театральных постановок, симфонии и концерты для симфонического оркестра, камерную музыку. «Чтобы сочинять музыку, надо долго учиться, – сказал в интервью Артемьев. – Ни один музыкальный компьютер не заменит композитора. Знаете, писать музыку на компьютере – это все равно что сочинять на нем стихи. Компьютерная программа подбирает рифмы и расставляет слова в нужном порядке, люди пользуются этим, сочиняя стихи по разным поводам. Но стихоплетством занимаются многие, а настоящих поэтов в мире единицы. Точно так же и с музыкой. Теперь появилось очень много “домашней” музыки, ее научились делать очень качественно. Но настоящих композиторов немного». Заслуженный деятель искусств – член Союза композиторов России, Союза кинематографистов России и президент Ассоциации электроакустической музыки России. Лауреат трех Госпремий России.

По материалам интернет-СМИ

Эта статья в категориях:  ЖЗЛ.

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2007/11/30/5.html