Анатолию Папанову сегодня исполнилось бы 85

Волк из «Ну, погоди!», вор Лелик из «Бриллиантовой руки», генерал Серпилин из «Живых и мертвых», Дубинушка из «Белорусского вокзала», скульптор из «Приходите завтра», Копалыч из «Холодного лета 53-го» – такие разные, но такие любимые всеми поклонниками творчества Анатолия Папанова роли. Российскому актеру, народному артисту СССР сегодня исполнилось бы 85 лет.

Добрый, сильный, скромный, сложный, раненый фронтовик… В начале 42-го года 20-летний Анатолий был тяжело ранен, долго лечился в госпитале и был комиссован по инвалидности – отняли два пальца на ноге. Палочка, хромота – и его детской мечте стать артистом не сбыться. Но Папанов все же поступил в ГИТИС. Вот один из эпизодов: «Экзамен принимал Михаил Тарханов: “Мы бы тебя взяли, и даже на второй курс, но как же ты… с палочкой? Ну какой из тебя актер?” На что Папанов клятвенно обещает: “Я все смогу! Не будет никакой палочки”. И вдруг спустя короткое время – ни палки тебе, ни хромоты, а стоило музыке заиграть, как Папанов пускается в пляс! Чудо? Чего это чудо ему стоило… Уже потом, много позже, молодые артисты, приходившие в Театр сатиры, и понятия не имели о его недуге. Не было повода: даже не прихрамывал…» В институте Анатолий Папанов познакомился со своей будущей супругой Надеждой Каратаевой. Она тоже успела побывать на фронте – была медсестрой в санитарном поезде. Они поженились через десять дней после окончания Великой Отечественной войны. И сыграли вместе на сцене Русского драматического театра, когда уехали по направлению в Клайпеду (одна из ярких ролей Папанова того периода – Сергей Тюленин в «Молодой гвардии») и на сцене Театра сатиры. Одна из совместных работ – спектакль «Гнездо глухаря». «Я – однолюб: одна женщина, один театр», – говорил актер. Правда, в этом театре первые годы после института у Папанова не было больших и заметных работ. Прошел незамеченным и его дебют на киноэкране – небольшая роль в картине «Композитор Глинка». И лишь в 1954 году Анатолий Дмитриевич получил большую роль в спектакле «Поцелуй феи», принесшим ему известность. В эти же дни Папанов стал отцом. Супруга подарила ему дочь. «Это мне Лена счастье принесла», – утверждал после актер. Затем были спектакли «Дамоклов меч», «Лев Гурыч Синичкин», «Памятник себе», «Клоп», «Мистерия-буфф», «Интервенция», «У времени в плену», «Ревизор». Еще работая в молодости на заводе литейщиком, Анатолий часто появлялся на «Мосфильме», снимаясь в массовке в фильмах: «Суворов», «Степан Разин», «Ленин в Октябре». После «Дамоклова меча» Папанов получил роли в кинокартине «Человек ниоткуда», в экранизации романа «Живые и мертвые». Актер блистательно играл как драматические, так и комедийные роли. Это ставшие популярными в 60-х, пользующиеся успехом и у сегодняшних зрителей фильмы: «Приходите завтра», «Родная кровь», «Дайте жалобную книгу», «Дети Дон-Кихота», «Иду на грозу», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», «Плохой хороший человек», «12 стульев», «Любовь Яровая», «Служили два товарища», «Виринея», «Мать и мачеха», «Дела сердечные» и другие. В 1980-е годы Анатолий Дмитриевич практически не снимался, но продолжал много работать в театре. В 1986 году режиссер Александр Прошкин пригласил его на одну из главных ролей в фильме «Холодное лето 53-го». Фильм стал последним в жизни актера. За сыгранную роль Папанов был удостоен Государственной премии СССР посмертно.

Анатолия Дмитриевича не стало 7 августа 1987 года. Театр тогда отправился на гастроли в Прибалтику. Туда по плану должен был приехать и Папанов из Москвы, после съемок в Карелии. Все ждали его на открытие гастролей Театра сатиры, а он все не приезжал. Потом стало известно о трагедии. Анатолий Дмитриевич вернулся в Москву. В начале августа в квартире не было горячей воды. Разгоряченный Папанов встал под ледяной душ, и сердце его не выдержало. Дома никого не было…

По материалам интернет-СМИ

Источник новости: http://www.amur.info/news/2007/10/31/5.html