У благовещенского фотографа Игоря Павлова кроме современных цифровых фотокамер хранится еще не меньше двух десятков крупноформатных – больших, деревянных – аппаратов. Некоторым из них больше ста лет – осенью эти раритеты можно будет увидеть в краеведческом музее. Уже больше десяти лет фотограф ими не пользуется, разве что в качестве интерьера. В День фотографа Игорь Павлов рассказал о своей коллекции и ее судьбе.
«Дело в том, что это не коллекция в обычном смысле слова. Это мои рабочие камеры, на которых я раньше снимал, – рассказал Игорь Николаевич. – Я этим делом увлекся в 70-х годах: тогда все их выбрасывали или продавали, потому как все накупили Зенитов. И комиссионки в Москве и Питере были забиты камерами и объективами. Вот был случай: привез одному москвичу директору издательства, коллекционеру, камеру – похвастать. Я нашел ее в комиссионке за 40 рублей. Тот посмотрел, повертел и вдруг запер ее в сейф и говорит: сколько хочешь за нее? Я растерялся и наобум говорю: тысячу. Коллекционер достал три тысячи и отдал мне. А в то время автомобиль «Москвич» стоил четыре тысячи. Потом я увидел в журнале, где этот коллекционер хвастался, что у него самая старая камера 1860-х годов и стоит она 40 тысяч долларов».
Фотограф рассказал, что подобным образом у него собралось около 40 крупноформатных фотоаппаратов. И многими из них он пользовался. Даже до недавнего времени.
«Качество на пластинках или на листовой пленке было неизмеримо выше пленочного «Зенита». В 70-е это точно было самое высокое качество. А потом это просто красиво – снимать камерой, которой 100 лет, – признается фотограф. – Но уже лет десятью, как не пользуюсь этими аппаратами. Сейчас цифра достигла супер высот. С ней не поспорит ни одна деревяшка».
Кроме того, работа с такой камерой была очень трудоемкой. «Один кадр требует пару часов подготовки, а потом еще пару часов обработки в лаборатории. За это время я на цифру сделаю 300 кадров! То есть, такая съемка предполагает трудолюбие и спокойствие, сродни буддийскому», – считает Игорь Павлов
Происходящие перемены в фотоискусстве не во всем его радуют: «Технический прогресс убил всю ауру таинства в творчестве фотографа, когда изображение появлялось в темной лаборатории».
Сейчас свою экзотично выглядящую коллекции. Игорь Павлов использует как декорации при съемке в саду в стиле ретро.
«У меня идея была открыть исключительно ретро-студию: с нарядами прошлых веков, с аксессуарами старинными. Но у нас публика этого не понимает. Хотя, я видел такие студии в Москве, в Питере и даже в Саратове», – рассказал фотограф.
Коллекция постепенно «усыхает». В былые годы крупноформатных камер было около 40, сейчас осталась половина. Проблема одна: крупноформатные фотоаппараты большие и требуют места.
«Было плохое настроение лет семь назад. Я собрал три чемодана камер, объективов и отвез в Москву, распихал по комиссионкам, – признается Игорь Николаевич. – На эти деньги тут машину купил и дом достроил».
К нему нередко обращаются китайские антиквары с предложениями продать камеры, но Павлов отказывается.
«Хочу сделать веселый флешмоб, – то ли в шутку, то ли всерьез заявил он. – Поставить на берегу Амура все камеры и поджечь на закате. Классный будет кадр».
Источник новости: http://www.amur.info/news/2017/07/12/127162