увеличить | |||
В рамках этой дисциплины дети изучают историю мировых религий. Более подробного обучения не требуется, уверены работники сферы образования. Кроме того, для введения нового предмета в школах недостаточно преподавательских кадров. Не исключено, впрочем, что если результаты эксперимента в регионах будут положительными, то предмет «Основы религиозных культур и светской этики» появятся в каждой российской школе.
Понятия «бог», «церковь», «вера» в амурских школах изучают не экспериментально, а планово. Мировые религии так или иначе затрагиваются на некоторых уроках. Например, на обществознании, истории и мировой художественной культуре. Об аспектах веры учителя говорят, как правило, обзорно. Нужно ли рассматривать объект подробнее, ученики и педагоги сомневаются. «Я думаю, не надо. Куда ещё, у нас и так много предметов, – считает девятиклассница Рита Арефина. – Хотя для тех, кому это надо, можно сделать дополнительные занятия». Денис Желевский, одноклассник Маргариты, думает иначе: «Ученики знают и должны знать что-нибудь вообще о вере».
Новый предмет в школьной программе назван обязательным факультативом. Ученик должен ходить на уроки, но вправе выбирать, что изучать. Кроме проблемы выбора, есть и другая загвоздка – нехватка времени. В плане обучения нет лишнего часа. «Введение обязательной дисциплины будет нарушением прав атеистов. А ещё я знаю сложившуюся ситуацию в школах. Нет лишнего часа для факультатива», – констатирует Валентина Борисова, учитель истории из 21-й школы Благовещенска.
В воскресной православной школе Благовещенске нет звонков и перемен. Вместо приветствия перед уроком ученики читают молитву. Школа работает больше 15 лет. В ней учатся и пятилетние малыши, и ученики младших классов. То, что в других регионах только планируют ввести в школьную программу, в воскресной школе изучают каждую неделю. Православные уроки мало чем отличаются от обычных: учитель ставит оценки и дает воспитанникам домашнее задание. В обучении стремятся к творческому походу, без которого дать знание, например, шестилетнему ребенку очень сложно. В православной школе считают, что изучать религию в целом и православие в частности необходимо для морально-нравственного воспитания. «Конечно, становится больше знаний и больше веры в бога, потому что это нужно подрастающему населению», – уверена учащаяся Настя Никифорова. Некоторые родители поддерживают мнение: «Я положительно отношусь к тому, чтобы в школах ввели изучение религий. Я считаю это необходимым, потому что о духе нужно заботиться с ранних лет».
Представители католической веры также «за» нововведение. Но слегка недоумевают: среди религий и их направлений, представленных на выбор, нет католицизма. Католики надеются, что про него расскажет предмет «Основы мировых религий», который также можно выбрать. «Мы введём детей в заблуждение, если скажем, что есть только четыре религии», – беспокоится настоятель благовещенского католического прихода отец Хари.
Амурские мусульмане тоже согласны с экспериментом, но с оговоркой: учителя должны получить специальное образование. С января преподаватели в экспериментальных регионах уже проходят религиозный ликбез. После него учителя начнут обучать своих же коллег. По идее, этого должно хватить на первое время обучения.
В Амурской области проблем с преподавателями православия быть не должно, уверены в Благовещенской епархии. «В каждом приходе есть педагоги, которые являются прихожанами православного храма. Я думаю, что эти учителя взялись бы на законных основаниях преподавать основы христианской культуры. Не только православия, а христианской культуры вообще», – подчёркивает секретарь епархии, протоиерей Олег Волочай.
В нововведении все ещё много белых пятен: так, неясно, из какого источника будут платить зарплату учителям. На этот счет разъяснений из Минобразования России пока не поступало. Ближайший к Приамурью «экспериментальный» регион – Еврейская автономная область. В Амурской области учтут опыт соседей, если когда-нибудь решатся ввести новый предмет в школьную программу.
В Приамурье более 200 различных религиозных объединений – зарегистрированных и незарегистрированных. По количеству объединений лидируют протестанты. К ним относятся церковь «Новое поколение», баптисты, евангелисты и другие представители протестантизма. По неофициальной информации, в Приамурье несколько тысяч прихожан-протестантов. На втором месте по количеству религиозных объединений находится православие. Православных прихожан около 30 тысяч человек. На третьем месте нетрадиционные религиозные движения. К ним относятся сайентология и некоторые другие течения, возникшие в ХХ веке.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2010/02/09/29.html