Народы Приамурья разделила граница, но свело «Содружество – Дальний Восток»

     
  «  1/6  »
 
Представители амурских коренных народов из России и Китая встретились в Хэйхэ. Много лет назад амурчане жили вместе, но потом оказались в разных странах. Это случилось в середине XIX века, и вот впервые за новейшую историю российско-китайских отношений разобщенные народы встретились друг с другом. Организаторы фестиваля «Содружество – Дальний Восток» свозили амурчан-эвенков и орочей в национальную китайскую деревню, где живут их дальние родственники.

… Встречу двух женщин окрасила радость узнавания. Одна женщина говорит на эвенкийском языке, другая на орочонском. Одна из России, другая из Китая. Но оказывается, что язык у них – один. «Я сказала, что у меня мама эвенка, а отец русский. Вот она смеется, что русский», – переводит Марианна Дорофеева, солистка эвенкийского ансамбля «Гудяй дунэ», содержание разговора с китаянкой. Корни общие, но встретились они впервые. Российских орочей и эвенков привезли в национальное село орочонов, которое находится в 70-ти километрах от города Хэйхэ. Первым делом показали главную достопримечательность – музей. Гости все посмотрели, пощупали и сравнили. «Костюм у них ну почти как шаманский. У них тоже из кожи сделан оленьей, вот убираем шерсть. Они точно также выделывают, как и мы выделываем», – удивляется Галина Абрамова, председатель родовой общины «Атахтак» из Усть-Нюкжи Тындинского района. «Орнамент на их вышивках похож на наши узоры. Это стилизованное изображение филина или совы», – рассказывает Ольга Еменка, председатель ассоциации коренных народов Севера Совгаваньского района.

Музей быстро остался позади, гостей тянуло в народ. Местное население, оторвавшись от своих привычных дел, с интересом наблюдало за необычной делегацией. В китайском национальном селе орочонов Синь шеен живут всего 166 орочонов на почти тысячное население. Но признаки того, что это не просто обычная китайская деревня, видны на каждом шагу. Даже символ коммунистического Китая – красная пятиконечная звезда – соседствует с оленем, символом малых народностей. Олени на воротах есть почти в каждом дворе, а вот традиционные костюмы сохранились у немногих. Давно уже не комсомолка, но все еще активистка Гэ Чханюнь традиции предков чтит и помнит. Однако ее дети на родном языке уже почти не разговаривают. «У нас мало осталось орочонов, которые занимаются традиционной охотой и рыбалкой. Современные орочоны уже не хотят этого делать», – говорит женщина.

Во время встречи потомки соплеменников не думают о плохом. Они как будто хотят вдоволь наговориться на своем то ли эвенкийском, то ли орочонском, языке. От избытка чувств порой переходя на песню – язык музыки. Вместе попели, поводили хороводы иобменялись адресами. Обещали ездить друг к другу в гости. Но главное, поняли – малым народностям лучше держаться вместе, даже если они и живут по разные стороны границы.

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2009/10/29/15.html