|
||||
Верхний мир – это мир добрых духов солнца, луны, звезд. Они считаются помощниками шамана. В среднем мире живут люди, это наш мир. В нем тоже есть духи, только они невидимые. Подземным миром управляет злой дух Хэргу – дух смерти и болезней. Спуститься в подземный мир мог только сильный шаман. В мире существует множество богов и духов. К шаману обращаются за помощью, чтобы повлиять на волю духов, получить здоровье или отвратить беду или болезнь.
Сейчас в Ивановском нет шамана, но старожилы помнят о тех временах. Шаман мог быть белым или черным. Последнее вовсе не значило, что он злой. Просто черный шаман сильнее и может разговаривать с духами нижнего, подземного мира. По верованиям, злой Оглы – дух грома и молнии – помогает шаману. Птица о двух головах и медведь тоже являются помощниками.
До настоящего времени традиционные верования эвенков не сохранились в чистом виде. В советское время коренные народы Приамурья пережили полное изменение древнего уклада своей жизни. Но жизнь в тайге осталась прежней. Как и предки, орочоны верят в сверхъестественные силы природы. Для того чтобы путнику сопутствовала удача, надо обязательно задобрить духов. Есть обычай: на ветви дерева, стоящего на перевале, путешественник или охотник повязывает цветную ленточку. Это жертва духу горы – Урэ сэвэки по-эвенкийски. Считается, что только после этого обряда дух пропустит человека дальше.
Те обряды, которые продолжают чтить, чаще связаны с охотой. Здесь главное правило – нельзя хвастаться, хвалиться. Некоторые даже не говорят, что идут на охоту. Имя зверя и вовсе нельзя упоминать, чтобы не спугнуть. «Бывает долго неудачная охота. Надо немного покормить духов тайги – подю. Дать мяса, хлеба. Если есть водка, то можно немножко водки, чтобы задобрить духов», – рассказывает главный специалист по охотпромыслу ГУП «Улгэн» Сергей Никифоров. Воровство, по мнению эвенков, самый страшный грех. За это даже убивали.
Священные животные эвенков – олень и медведь. Их по-прежнему разделывают только ножом. Считается, что топор или другое орудие может разозлить дух. Раньше были даже специальные праздники – к примеру, день, когда почитали медведя. Голову убитого зверя варили и ставили на стол. Каждый гость должен был отрезать кусок и съесть. Череп животного украшали и выставляли на восток – таким образом возрождался дух священного зверя. Охотники до сих пор соблюдают эту традицию.
Огонь символизирует одного из духов среднего мира. Как и с любым другим духом, с огнем нужно вести себя почтительно. «Плевать нельзя на печку, жилы нельзя кидать, кожу. Жилы нельзя, потому что твои жилы потом будет тянуть. А если кожу кидать, то плохо будет оленям», – предостерегает оленевод Раиса Никифорова. А еще эвенки верят, что с пламенем можно разговаривать. Вот только понять его сможет не каждый: «Если на охоту собираешься и на тебя упадет искра из печки – это это к удаче. Печка разговаривает – сидишь, и как будто бормочет. Это значит, люди придут, гости приедут», – поясняет Сергей Никифоров. На кострище нельзя оленей ставить, нельзя топтаться, не то будут болеть и охотники, и олени. Нельзя повязки от ран сжигать в костре – потому что раны заживать не будут. Березу нельзя использовать для растопки печи – береза священна. Старые люди говорили: река имеет свое устье, посуда имеет дно, уздечка имеет конец, и дождь когда-нибудь закончится.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2009/04/15/13.html