Эвенкийские традиции рукоделия передаются от поколения к поколению

     
  «  1/9  »
 
Олени дают коренным народам амурского севера не только пищу. Оленья шкура – визитная карточка эвенков. Из нее шьют обувь, одежду, делали веревки. Поэтому выделка шкуры для оленевода Раисы Никифоровой из села Ивановское – обычный процесс. Этому ее научила мама, в тайге.

…Камус – куски шкуры с ног оленя. «Осенние лапы самые хорошие, черные. Зимние с густой шестью», – поясняет рукодельница. Сначала она работает обычным ножом – слой за слоем срезает мездру. Неопытный человек легко может порезать обрабатываемую шкуру, а Раиса Никифорова за долгие годы отработала каждое движение.

На то, чтобы обработать шкуру сохатого, нужно не меньше года. Это очень сложный и длительный процесс. С оленем умельцам работается гораздо проще. После того как все излишки сняты, лапу ставят на растяжку. Предки современных эвенков закрепляли кожи с помощью щепок. Сейчас шкуры закрепляют гвоздями. Шкурки сохнут дня два, потом их смазывают оленьими мозгами и мнут. Но в последнее время нашли другой способ размягчения – используют хозяйственное мыло. «Когда лапа высохнет, скоблим ее добела, чтобы не осталось мездры», – рассказывает жительница села Ивановское Галина Соловьева.

Унты – зимнюю обувь – шьют только из камуса. Задние лапы животного идут на переднюю часть унта, потому что этот мех очень прочный. Заготовки украшают, обшивают бисером или разноцветными кусочками шкуры. Иногда комбинируют мех разных животных. Все швейные принадлежность рукодельницы хранят в специальной сумке, которая на эвенкийском наречии зовется «овса». На следующую зиму Галина Афанасьевна сошьет новые унты для внучки Леры, которая и сама скоро начнет учиться рукоделию.

В сельской школе для девочек организовали кружок. Ученицы учатся искусству рукоделия и осваивают рецепты традиционной кухни. «В украшении предметов наши предки раньше использовали ромбы, волны, весь растительный и животный мир. Особенно почитали изображение белого оленя – это означает благополучие и благоустройство, к тому же белый олень является символом охотника-оленевода», – говорит педагог дополнительного образования Анастасия Александрова. Школьницы под руководством учителя шьют национальные сувениры, обереги, сумочки, панно, детские унтики.

Бисер при украшении одежды стали использовать недавно, до этого вышивали мулине. Если под рукой не было специальных ниток, приходилось распускать по нитке какую-нибудь ненужную вещь. Но настоящая традиция – это вышивка оленьим волосом. С бороды оленя срезали пучок волос. Молодежь этого уже не делает, но их бабушки еще помнят, как было на самом деле. «Эта шерсть с бороды оленя называется тонгэ. Ей можно даже перчатки вышивать – она не пачкается. Не то что эти мулине», – делится секретами мастерства Раиса Никифорова. Она и сама дополняет узоры бисером, ведь время не остановишь – все вокруг меняется. Традиционная вышивка встречается все реже. Возможно, лет через 50 о том, что амурские эвенки растягивали оленью шкуру с помощью щепок и вышивали оленьим волосом, можно будет узнать только из книг.

Зимой эвенку просто необходимы нарты. Как их сделать, знает каждый местный житель, но Геннадий Стрючков – признанный мастер. Свои первые нарты он изготовил в 14 лет. За много лет работы Геннадий выработал свои секреты. И инструменты тоже свои, эвенкийские, так как заводские здесь не жалуют. Детали собирают без единого гвоздя – связывают маутом, веревкой из оленьей шкуры. Трудно найти что-то крепче этого материала. «Есть нарты для перевозки груза, есть легковые нарты для перевозки людей», – показывает Стрючков.

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2009/04/10/29.html