Суд на Эндерсом: экспертиза биологических следов на одежде погибшей Веры Захаровой не убедила присяжных в виновности подсудимого

«Фактически люди ушли от ответственности», — сказал прокурор уголовно-судебного отдела прокуратуры Амурской области Максим Коваль, комментируя приговор суда в отношении 29-летнего жителя Белогорска Александра Эндерса, обвинявшегося в изнасиловании и убийстве ребенка в 2014 году. Оправдательный приговор Амурским областным судом был вынесен на основании вердикта коллегии присяжных заседателей.

Версия следствия

Александр Эндерс обвинялся в совершении преступлений по статьям «Иные действия сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей, совершенные в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста» и «Убийство малолетнего, сопряженное с насильственными действиями сексуального характера». Ему грозило 30-летнее или даже пожизненное заключение.

По версии следствия, некровный дядя девочки Александр Эндерс в течение августа 2014 года дважды совершал в отношении 10-летнего ребенка насильственные действия сексуального характера. 8 сентября 2014 года, зная, что приехала из командировки мама девочки, и, опасаясь, что ребенок может пожаловаться матери, Эндерс после уроков встретил Веру и отвез за город. Здесь он вновь совершил «иные насильственные действия сексуального характера», после чего убил жертву.

Выводы следователей поддержала в суде прокуратура, представлявшая сторону обвинения.  Судьбу Эндерса по его желанию решали присяжные заседатели, которые посчитали, что подсудимый в инкриминируемых ему деяниях не виновен. На основании этого вердикта суд вынес белогорцу, который провел за решеткой почти два года, оправдательный приговор.

Позиция обвинения

Но решение суда удовлетворило не всех. В беседе с журналистами прокурор уголовно-судебного отдела прокуратуры Амурской области Максим Коваль заявил о своей уверенности в том, что оправдан преступник.

— Прямых доказательств в деле в совершении преступления по части 4 статьи 132 УК «Иные действия сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей, совершенные в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста» нет. А значит, по версии присяжных заседателей, мотивов убивать девочку у него не было, — пояснил ход мыслей присяжных заседателей Максим Коваль. 

Доказательствами того, что к убийству девочки причастен Александр Эндерс, стали его признательные показания (от которых подозреваемый почти сразу отказался, заявив о давлении на него, — прим. ред.) и многочисленные экспертизы. Одна из них — исследование следов биологического вещества на колготках Веры Захаровой, которые были найдены в нескольких километрах от Белогорска спустя восемь месяцев после пропажи ребенка. Генетическая экспертиза показала, что биологическое вещество принадлежит Эндерсу.

— Эксперт утверждала, что по визуальным признакам биологические следы — это сперма. Но провести соответствующую экспертизу (по обнаружению сперматозоида либо белковой клетки) не представлялось возможным, так как была поставлена задача определить принадлежность биологических следов, то есть установить ДНК. На эту экспертизу ушел весь биологический материал, — пояснил Коваль.

Гособвинитель не исключает, что на решение повлияло время — расследование уголовного дела шло на протяжении 2 года, судебный процесс с участием присяжных заседателей длился несколько месяцев. Объем уголовного дела составил 110 томов, обвинительное заключение было изложено на 220 страницах. Не исключено, что какие-то моменты расследования были неучтены или забыты. 

Мама Веры

Вчера на заседании в Амурском областном суде, где оглашали оправдательный приговор, присутствовала мама убитой девочки Александра Захарова. Беседовать с журналистами она отказалась, и ее реакция на приговор неизвестна. Напомним, ранее, в начале процесса, она через адвокатов транслировала свое отношение к суду над мужем сестры. 

— Мы не то, что «за» или «против», чтобы его оправдали или осудили. Александра Михайловна хочет установить истину: виновен или нет. И понять ее можно — семьи проживали в одном доме и тяжело поверить, что рядом находился человек, который мог совершить деяния, которые ему сейчас предъявляют. Вопрос не стоит, чтобы как-то обвинить или растерзать подсудимого. Вопрос в том, чтобы установить истину по делу, — заявил в начале судебного процесса представитель Захаровой. — Мы не возражаем против привлечения присяжных, потому что считаем, что граждане, не состоящие на государственной службе, будут более беспристрастны в рассмотрении уголовного дела, не будет борьбы за качество судебных решений. 

Суд в своем решении постановил также, что останки погибшего ребенка и ее личные вещи надлежит вернуть Александре Захаровой. Однако вряд ли случится в ближайшее время. Обвинители не намерены сдаваться и уже заявили, что будут обжаловать приговор областного суда в Верховном. А это означает, что процедура затянется. 

Судьба Эндерса

Белогорский городской суд заключил под стражу 29-летнего Эндерса в мае 2015 года. В благовещенском СИЗО мужчина находился без малого два года. 23 марта 2017 его освободили. У стен СИЗО Александр Эндерс дал интервью журналистам, в котором заявил о своих подозрениях в сфабрикованности главной экспертизы.

Накануне в зале суда главный фигурант громкого дела вновь не отказал в общении представителям СМИ и ответил на вопросы. Он уклонился от громких заявлений, анонсированных им при освобождении, однако заметил, что хочет справедливости.  Свою невиновность Эндерс намерен отстаивать и в Верховном суде. На вопрос о компенсации за проведенное за решеткой время, оправданный мужчина заявил, что пока (до решения Верховного суда РФ) странно об этом думать.  

  • Рассмотрение дела судебной коллегией Верховного суда произойдет не раньше июня 2017 года.
  • Если приговор Амурского областного суда останется в силе, то расследование уголовного дела об исчезновении и смерти ребенка начнется заново.

 

Источник новости: http://asn24.ru/news/crime/36298/