В Благовещенске развивается движение больничных клоунов. Используя арт-терапию, клоунотерапию и игротерапию, волонтеры разряжают в медучреждениях обстановку, отвлекают пациентов от неприятных процедур. После общения с веселыми гостями у пациентов улучшается физическое и эмоциональное состояние. Восторг при встрече в больничных коридорах с яркими посетителями испытывает и медперсонал.
— Сейчас заходим в отделение, а нам говорят хорошую новость, что всех выписали! — оптимистично предположила благовещенка Светлана Оленникова, перевоплощаясь в Лисеныша.
Но палаты в хирургическом корпусе АОДКБ пустыми не бывают. Новый год здесь отметили те, кто не успел поправиться или, что еще более обидно, получил травму накануне. В новогодние каникулы визит больничных клоунов как нельзя кстати.
Смех как лекарство
Через пару месяцев Веронике исполнится два года, и этот зимний праздник обещал быть первым осознанным в ее жизни. Но 31 декабря малышку экстренно прооперировали — удаляли стеклянную крошку из глаза. В ближайшие два дня ее ожидали не сладкие подарки, а лекарства и процедуры. Создать настроение смогли клоуны. Причем, знакомство произошло спонтанно — из процедурного кабинета малышка выходила со слезами на глазах, но при виде «носатых» героев, да еще с мыльными пузырями, слезы мгновенно высохли.
Катя в палате лежит одна. Войти постучавшимся к ней клоунам она разрешила, но на их общение и игры реагировала с неохотой. Расцвела девочка, когда те станцевали. Номер был задорным, но вызвал нарекания: «не синхронно», «улыбайтесь», «носок тяните». Девочка, видимо, занимается танцами, и поделиться своим опытом ей было явно приятно. Когда гости выходили из палаты, у Кати зазвонил телефон. Вместо традиционного «Алло!» девочка делилась эмоциями: «Ко мне приходили клоуны!».
Настя во время праздничной недели клоунов видела дважды. Ее запомнили и сами гости. Говорят, во время первой встречи девочка была зажата, не шла на контакт. Во второй визит к клоунам она выбежала сама, познакомила с другими детьми и получила задание следить, чтобы все выздоравливали.
У Марка поломана рука. Клоуны его прозвали терминатором и попросили рассказать, как он получил травму. Услышав историю о том, что мальчик пошел в магазин, не сняв коньки, заставило их картинно рухнуть на пол, что рассказчика развеселило.
Пара клоунов смешила детей разными способами — играли в футбол и баскетбол мыльными пузырями, заносили в палату «праздничное настроение», играли вымышленными игровыми приставками. Двое пациентов из соседних палат благодаря неожиданным гостям подружились.
— Больничные клоуны — не аниматоры. Больничная клоунада больше камерное мероприятие. И задачу рассмешить мы не ставим. Для клоуна важно хотя бы немного изменить настрой и больничную атмосферу. Не обязательно делать шоу, играть. Иногда достаточно беседы, которая отвлечет ребенка от болезни и процедур. Бывает, постучал в дверь палаты, а тебя не пустили. Это тоже хорошо — ребенок проявил свою волю, — рассказала корреспонденту «Амурской службы новостей» волонтер, организатор школы больничных клоунов в Благовещенске Олеся Бондаренко.
Больничные клоуны не забывают о медперсонале. Носатые гости подмечают наряды заведующих отделений, поют с ними песни, а «феям чистоты» делают комплименты, говорят им спасибо, «что моют микробов».
— Если у больничных клоунов профессиональный подход, они ведут себя толерантно, грамотно, учитывают психическое состояние пациента, его возраст, и в общении с ним используют соответствующие методы, то такие специалисты в медучреждениях однозначно нужны, — прокомментировала появление больничных клоунов в АОДКБ психолог учреждения Ольга Пронькина.
Посещать отделения АОДКБ команда клоунов намерена еженедельно. Официальное разрешение волонтеры уже получили.
Дело в носе
Больничная клоунада в России существует около девяти лет. Западной традиции уже не менее 30 лет. В нашей стране проект начал развивать Константин Седов. Сейчас больничные клоуны есть во многих городах России, в том числе в дальневосточных Хабаровске и Южно-Сахалинске. Сейчас движение покоряет Благовещенск.
Чтобы стать больничным клоуном, не обязательно быть медиком или практикующим психологом. Главное — мотивация и понимание, для чего тебе это нужно. Волонтеры говорят, что впервые надеть нос и пойти, особенно к тяжелобольным детям, — невероятно сложно. Но потом приходит понимание, что от нахлынувших эмоций, которые могут все испортить, как раз спасает нос.
— Когда ты надеваешь нос — ты в образе клоуна, и эмоции жалости или ощущение привязанности исчезают. Будучи в образе, гораздо меньше вероятности, что клоуну захочется разрыдаться. И это проверено. Потому что у тебя в голове задача — я пришел помогать. Она разгоняет жалостливый настрой, — объяснила Олеся Бондаренко.
Сейчас в роли больничных клоунов пробуют себя 15 человек. Люди разного возраста (в среднем от 30 до 40 лет), разных профессий. Некоторые свое предназначение осознают только в процессе работы.
— Зашли в палату к мальчику, у которого серьезное неврологическое заболевание. Видно было, что здесь они с папой находятся давно. Поработав немного с ними, мы смогли вызвать у них улыбку, а значит, отвлечь. После этого я поняла, что больничной клоунадой заниматься нужно. Причем мне больше хочется работать с детьми и их родителями, которые находятся в больницах не один месяц, — рассказала о своей мотивации больничный клоун Светлана Оленникова.
Сейчас набор в школу больничных клоунов временно приостановлен. Но желающие участвовать в развитии проекта в Благовещенске могут поработать в «тылу» — например, подыскивать спонсоров. Самый популярный атрибут клоуна — мыльные пузыри — волонтеры сейчас покупают на свои средства. С координатором движения Олесей Бондаренко можно связаться по номеру телефона 8-914-390-31-50.
Источник новости: http://asn24.ru/news/top/33065/