На прошлой неделе в областном правительстве рассмотрели проект закона о бюджете на предстоящие годы. При разработке документа власти акцентировали внимание на вопросах погашения государственного долга и поддержке социальной сферы. О том, реально ли воплотить в жизнь задуманные на бумаге цифры и одновременно поддержать ведущие направления сектора экономики, «Амурская служба новостей» спросила аналитиков Приамурья.
Долговая яма в перспективе
Доктор экономических наук, эксперт Общественной палаты Амурской области Сергей Мясоедов на сегодняшний день придерживается пессимистичного сценария. По его мнению, пока потенциальные затраты области значительно превышают ее заработок. И ситуация может остаться на прежнем уровне, если авторы проекта не пересмотрят свои расчеты.
— Заксобранию области предлагается узаконить очень интересную тенденцию, связанную с заменой госдолга на долг перед кредитными организациями. В 2018 году правительство планирует взять в банках 8,15 миллиарда рублей и отдать 5,8 миллиарда рублей, в 2019 — получить в кредит 8,05 миллиарда с вычетом 4,14 миллиарда. В то же время кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ планируется только возвращать: в 2018 году — 6,5 миллиардов рублей, в 2019 году — 6,19 миллиардов, — приводит цифры Мясоедов.
Подобный способ снизить величину госдолга, по мнению аналитика, крайне не окупаем, поскольку цена бюджетного кредита минимальна (от 0,1 % годовых), а ставка по кредитам кредитных организаций в разы выше (от 10 % годовых). Все это увеличивает затраты Приамурья по обслуживанию долга области в 100 раз.
Прогрессивность бюджета на 2017-2019 годы ставят под сомнение и обозначенные цифры в финансировании по государственным программам.
— В рамках государственной программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережения и повышение энергетической эффективности в Амурской области на 2014-2020 годы» на 2017 год планируется объем финансирования в размере 1 243 193,6 рублей. При этом 91,68 % от этой суммы направлены на государственную поддержку индивидуальных предпринимателей, оказывающих населению услуги ЖКХ. Другими словами, финансирование предназначается не на стимулирование сокращения энергопотерь и внедрения ресурсоснабжающими организациями тепло-, водо— и энергосберегающих технологий вместо изношенного оборудования, а просто на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, — поясняет Сергей Мясоедов.— Еще очень интересная и значимая государственная программа для прогрессивно мыслящих региональных властей — «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на 2014-2020 годы». Объем ее финансирования от бюджета области на 2017 год составляет 196,1 миллиона рублей, или 0,006 %. При этом 76 миллионов рублей, или 38,7 % от объема программы направляются на «Содержание органов исполнительной власти».
крупные перерабатывающие организации
по продукции растениеводства
Вызывает вопросы у экономиста и планируемый объем финансирования по госпрограммам, связанным с развитием сельского хозяйства Амурской области на 2014-2020 годы. На 2017 год на ее финансирование планируется направить 424,5 миллиона рублей, в том числе 24,5 миллиона рублей — на господдержку малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве.
— Область является лидером в аграрном секторе на Дальнем Востоке. При этом в регионе до сих пор не построены крупные перерабатывающие организации по продукции растениеводства. Кроме того, существенная часть прибавочного продукта «уходит» из Приамурья другим перерабатывающим организациям третьих регионов (Иркутскому масложиркомбинату и другим), — отметил Мясоедов.
Доходы привлечет земля
Как отмечает заместитель председателя по научной работе Амурского научного центра ДВО РАН Андрей Конюшок, по информации федерального правительства, объем бюджетных кредитов со ставкой 0,1% годовых в 2017-19 годах значительно сократится. Дотации будут предоставлены в пределах 20 % от объема бюджета региона за 2015 год и то только после того, как регион составит план по оздоровлению экономики.
— Пока трехлетний проект бюджета представляет собой больше цифры на бумаге, нежели план к действию. План на 2017 год выстроен на основе плана на 2016 год, а не от ожидаемого факта за этот год. Конечно, такой «консервативный» подход стабильно гарантирует появление «незапланированных» доходов, которые можно будет в экстренном режиме направить на решение острых проблем или увеличить за их счет расходы по одной из целевых программ, — отмечает Конюшок.
Аналитик считает, что ситуация с бюджетом в Амурской области в целом не самая худшая и поводов для паники нет. В рейтинге регионов Приамурье находится в «золотой» середине, поэтому сомневаться в том, что бюджет области по доходам в 2017 году может быть не исполнен, оснований нет.
— Объем выделяемого бюджетного кредита Амурской области на замещение кредитного долга региона, конечно, очень мал. Но если позаботиться о развитии экономики, то эти доходы можно прирастить и, тем самым, быстрее вернуть бюджетные долги банкам, — отмечает Конюшок.
в целом не самая худшая
По мнению аналитика, доход в регион можно привлечь за счет инвесторов и создания рабочих мест с высокой зарплатой. А поскольку большая часть амурчан занята в малом бизнесе, нужно помогать предпринимателям, стимулировать их повышать вознаграждение за труд своим работникам.
Привлечь доходы в областной бюджет могут помочь и внутренние ресурсы — добыча полезных ископаемых, транспортные услуги региона, производство и продажа на экспорт электроэнергии, производство и экспорт сои.
— Но у депутатов тоже должны быть четкие бюджетные принципы тратить средства только с учетом первоочередных потребностей. Тем более что, судя по информации из нашего «белого дома», существенные плановые доходы в бюджете области появятся только с 2020 года, — отмечает аналитик.— За основу можно взять также наше географическое положение — направлять поступающие доходы весной на сельское хозяйство, летом — на дороги, а осенью — на ЖКХ. Тогда не придется коров завозить в регион в январе, дороги асфальтировать в снег, а теплотрассы ремонтировать в мороз.
- В этом году при работе на бюджетом минфин области вернулся к трехлетнему планированию. Доходы в будущем году планируются в сумме 35,6 миллиарда рублей, расходы — 31 миллиарда рублей. По словам амурского губернатора, 75 % всех расходов бюджета будут направлены на выполнение социальных обязательств.
- Госдолг региона к 1 января 2017 года прогнозируется в размере 30,6 миллиарда рублей. По планам амурского правительства к 2020 году госдолг должен быть снижен с 95 % до 52 %. В следующем году Приамурью предстоит погасить 4,5 миллиарда рублей. На октябрь 2016 года, по данным российского Минфина, госдолг Амурской области составляет более 31 миллиарда рублей.
- На сайте регионального минфина доступен проект «Бюджет для граждан», где в доступной форме объясняются все термины и параметры документа.
Источник новости: http://asn24.ru/news/economic/31133/