На протяжении пяти месяцев Амур и Зея скованы льдом, но маленький городок с теплоходами и баржами, раскинувшийся у слиянии двух рек, продолжает жить своей жизнью. В ЗАО «Торговый порт Благовещенск» зимой судна готовятся к следующей навигации и обновляют внешний вид. Судовая «парковка», называемая слипом, вмещает большие плавкраны, массивные баржи и суда поменьше. Корреспонденты АСН24 вместе с главным инженером Торгового порта Сергеем Потемкиным побывали среди зимующих судов в месте, именуемом в народе затон — официальное название «Затон им. В.И. Ленина».
Из воды на сушу
Одни суда пережидают холодные времена прямо в реке, окруженные со всех сторон льдом. Другим отводят место на суше. Тяжеловесный речной транспорт — масса одной баржи примерно 180 тонн — вытаскивают из воды с помощью сложной системы рельсов и подъемных механизмов.
— Судно толкается буксиром и устанавливается на подъемные тележки, которые поднимаются по наклонной части слипа. Затем его переставляют на гидравлические самоходные тележки, на них уже раскатывают суда по всему сплину, — описал процесс транспортировки судов Сергей Потемкин.
«Малый ход!», — напоминает экипажам надпись на стене здания. Маленькая скорость — одно из главных правил при подъеме судна на берег.
Перемещение с воды на сушу одной баржи может занять целый день. До новых речных работ им осталось чуть более месяца — суда начинают возвращать в реку в апреле. Сезон судоходства для них заканчивается в ноябре.
Ремонт механизмов, судовых устройств и наружной обшивки
Во время зимовки судна не только проходят многоплановую проверку механизмов, но и преображаются внешне: специалисты меняют обшивку и очищают отдельные детали.
Обшивают судна сталью с особым химическим составом — более устойчивой к воздействию воды.
— Больше всего металл изнашивается на корме — там, где работают винты. Это зона повышенного износа, в основном на состоянии стали сказывается коррозия. Здесь менять обшивку приходится примерно раз в десять лет, — пояснил Потемкин. — Толщину металла специалисты замеряют с помощью ультразвукового прибора (толщиномера). В тех местах, где он оказывается тоньше, чем это регламентируют нормы, обшивку заменяют.
Кроме того, для каждого судна есть свой срок освидетельствования — проверки речного транспорта проводятся раз в год, ремонт на слипе раз в пять лет.
Время и вода не щадят и массивные цепи, на которых крепятся якоря. Толщину каждого звена также замеряют специальным устройством, при необходимости их заменяют.
В цеху
Пока судна ожидают навигацию, некоторые снятые с них запчасти отправляют на ремонт. На выходе из цеха они оказываются как новые.
— Сейчас большинство деталей для судов торговый порт закупает в других регионах. Ближайшие к нам заводы находятся за Уралом — запчасти для судоремонта сертифицируются Российским речным регистром в центральной части России, — рассказал Потемкин.
«Бессмертие» судов
— Средний возраст судов в торговом порту — более 30 лет. Почти все они остались с советских времен и при проведении грамотного планово-предупредительного ремонта могут служить бессрочно, — рассказал главный инженер Торгового порта.
Одна российская баржа сейчас стоит около 28 миллионов рублей, самоходное судно в зависимости от комплектации может обойтись в 35 миллионов рублей, привел примерные расценки Сергей Потемкин. Корабли из Поднебесной могут стоить немного дешевле.
Каждое судно при выпуске получает название — у одних они лаконичны и содержательны, например, РТ-708 (РТ — речной толкач), у других более поэтичны — «Капитан Пискунов». Суднам кроме того присваивают идентификационные и регистровые номера, уникальные по всей России.
- Сейчас в благовещенском торговом порту 11 самоходных судов и порядка 20 барж. У каждого самоходного судна есть свой экипаж — обычно 5-6 человек.
Источник новости: http://asn24.ru/news/society/20881/