Советник президента «Транснефти» разгромил планы Приамурья на нефтеперерабатывающий завод

Для амурского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) нет ни нефти, ни ресурсов ВСТО, а этот проект всерьез рассматривать компания не может. Об этом советник президента корпорации «Транснефть» Игорь Демин рассказал шеф-редактору телеканала «Свой» Ирине Пономаренко в эксклюзивном интервью.

История проекта

Напомним, проект амурского НПЗ включает в себя комплекс по переработке четырех миллионов тонн нефти и двух миллионов тонн газового конденсата в год и продуктопровод для транспортировки продукции в Китай по маршруту Березовка — Верхний Аргун.

В начале апреля проект получил статус приоритетного в Амурской области.

В 20-х числах декабря текущего года первую часть проекта подадут на государственную экспертизу, сообщил генеральный директор компании-инициатора ООО «Амурская энергетическая компания» Виктор Богомолов. По его словам, на территории бывшей воинской части заканчивается переустройство казарм под жилье для строителей завода и для его будущих работников, построена новая котельная, ведутся другие работы.

Однако вопросы, откуда завод будет брать сырье, и как его транспортировать конечному потребителю — в Китай — пока остается открытым. 

ВСТО не даст Приамурью ни капли нефти

— Амурский НПЗ — вещь, которая сейчас существует виртуально, лишь в сознании инициативщиков, которые выходят с этим проектом с 2011 года. Ни в одной схеме развития промышленности России этот НПЗ не присутствует, — заявил АСН24 советник президента корпорации «Транснефть» Игорь Демин.

Дело в том, что вся нефть, которая идет по трубам «Транснефти» в восточном направлении, уже расписана. Для амурского НПЗ не предусмотрено ни капли.

Мощности трубопровода рассчитаны на максимуме на 80 миллионов тонн, объяснил Демин. Из них:

• 50 миллионов идет в направлении Тихого океана;
• 30 миллионов по существующим договорам направляются китайской стороне.

Нефть, остающаяся в России распределяется следующим образом:

• 8 — на Комсомольский НПЗ;
• 6 — на Хабаровский НПЗ;
• 12 — на ВНХК (Восточный нефтихический комбинат);
• 24 миллиона тонн предполагается переваливать через порт Козьмино.

Для амурского НПЗ нет ни нефти, ни места в трубе, заключил Демин.

Поможет ли Якутия?

Источником «черного золота» могли бы стать нефтеносные участки в Якутии, которые, по сообщению Виктора Богомолова приобрела дочерняя компания АЭК. По данным «Коммерсанта», в 2013 году компания подписала договор о намерениях на поставку нефти с добывающим ЗАО «Туймааданефтегаз» (Якутия), в 2014-м — соглашение о намерениях поставки нефти и газового конденсата с ЗАО «НК „Дулисьма“» (Иркутская область).

«В крайнем случае, возможна покупка 50% сырья на бирже», — цитирует Богомолова издание nedradv.ru.

Однако советник президента корпорации «Транснефть» отнесся к этим планам весьма критически.

— Когда к нам обратились представители проекта, мы спросили, где они возьмут нефть, да еще и в объеме пяти миллионов тонн? Нам назвали нефтяную компанию, которая сейчас ничего не добывает в Якутии. Она так же виртуальна. А в документах о развитии этой нефтяной компании указан максимум — чуть менее двух миллионов тонн. — сказал Игорь Демин. — Кроме того, пятимиллионный завод — это инвестиции примерно в пять миллиардов долларов. Откуда такие деньги взять?

Вопросы к логистике и сбыту

В условиях отказа «Транснефти» транспортировать сырье для амурского НПЗ, перевозки сырья и комплектующих из Якутии предполагается осуществлять автомобильным и железнодорожным транспортом. Игорь Демин к этой идее также отнесся с сомнением.

— В чем идея людей, которые выходят с такими предложениями, я не знаю. Они говорят об объемах нефти, которые тяжело доставить по железной дороге, — акцентировал Демин. — Мы сами первое время возили от Сковородино до Козьмино по железной дороге, но эта была сложная логистическая операция. Ежедневно шло от 8 до 11 составов — это около 15 миллионов тонн нефти в год. Этим ребятам придется перевозить по железной дороге 5 миллионов тонн. Есть сомнения, справится ли железная дорога, которая проходит по Якутии.

 

Инвестиции и сбыт

Исходя из выложенного на сайте регионального правительства проекта, главным рынком сбыта (90 % сбыта продукции) должны стать северо-восточные провинции КНР.

— Организаторы кивают на китайцев, что они охочи до нашей нефти. Но у меня есть в этом сомнения, — сказал Демин. — В 2015 году из ВСТО они должны были брать на Сковородино 20 миллионов тонн, а взяли только 15 — еще пять попросили отгрузить через Козьмино. Скорее всего, они забирать не будут.

Активное участие китайской стороны в строительстве амурского НПЗ маловероятно, считает советник президента «Транснефти».

— Существует прописанный, много раз переутвержденный проект ВНХК (Восточный нефтехимический комбинат) между Роснефтью и CNPC (китайской нефтяной компанией). Его строительство не идет. В Тяньзине стоит площадка под китайский нефтеперерабатывающий завод, на который тоже есть объемы нефти. Строительство не идет — денег нет. И вдруг неожиданно китайцы начнут вкладывать несколько миллиардов долларов в развитие российской территории? Выглядит очень сомнительно, — считает Игорь Демин. — К тому же, китайский партнер, на которого уповает амурская организация, обещал построить еще один НПЗ в Якутии на три миллиона тонн. Не думаю, что они будут строить два завода. Это выглядит фантастически.

Нефтепродукты в Китай планируется поставлять по пока несуществующей трубе. Как сообщил Демин, китайские партнеры амурского проекта были уверены, что строить ее должна «Транснефть». 

— У нас ни в каких планах нет строительства нефтепродуктовой трубы отсюда в Китай. А это дорогое удовольствие. Один километр такой трубы, примерно, стоит один миллион долларов, — привел цифру Игорь Демин.

Полную версию интервью шеф-редактора «Амурской службы новостей» Ирины Пономаренко и советника президента «Транснефти» Игоря Демина смотрите на телеканале «Свой» в понедельник в 19:00.

Источник новости: http://asn24.ru/news/economic/17583/