Рубль идёт в свободное плавание

Сегодня писать о перспективах развития российской экономики чрезвычайно трудно. Слишком много переменных факторов влияет на её состояние. Пожалуй, можно оттолкнуться от слов главного экономиста Сбербанка CIB Евгения Гавриленкова: «Даже если последуют дальнейшие санкции, изоляция – не то, к чему России придётся привыкать. Россия де-факто находилась под санкциями с 1917 года».

 
     
 

Вот именно так нужно объяснять себе, что с нами происходит. Плясать нужно от печки – от точки рождения современной России. Страны без царя на троне, без царя в голове, без бога в душе. И это притом, что в наследство нам досталась самая огромная по территории страна. И этим многое сказано. Даже детям в школе на уроках географии приходится изучать в тысячи раз больше названий мест, чем где-либо ещё.

Поэтому в результате строительства рыночного капитализма мы столкнулись с наследием нашего царского, ленинского, сталинского, хрущёвского и брежневского устройства России. Сегодня в стране проживают не только люди четырёх поколений – от бэби-бумеров до миллениалов, со своими взглядами и требованиями к качеству жизни, социальным нормам, образу мыслей, качеству рабочего места, ценностям семьи, но и люди с разным мнением в отношении власти, порядка, демократии, «сильной руки», бизнеса и справедливости.

Без исторического экскурса в прошлое трудно объяснить, почему наше население хуже относится к олигархам 90-х годов, вышедшим «из советского народа», чем к олигархам из современной власти. Или, например, почему народ по-прежнему недолюбливает предпринимателей, которые дают работу большей половине трудоспособного населения страны. При этом уважительно смотрит в сторону владельцев ОАО «РЖД», госкорпорации Ростех и других госмонополистов, которые повышают тарифы этому населению, тратят налоговые сборы с населения по своему усмотрению, занимают деньги за рубежом и т. д., вместо того чтобы обеспечить рост производительности труда на своих предприятиях, рост продуктивности. Ведь это из-за них у нас нулевой рост ВВП, нулевой рост промышленности. Зачем нам столько госкорпораций, если от них нет никакой отдачи экономике страны?

«Зачем нам столько госкорпораций, если от них нет никакой отдачи экономике страны?»    
 
 

Это слишком кратко о том, что мешало нам развиваться. Есть ещё и влияние мирового кризиса. Об этом много говорят. Говорят и об ошибках власти. Однако свои проблемы мы и без оппозиции к власти знаем. При этом амбиции у правительства всегда были по-настоящему здоровыми. Правительство хотело модернизировать производство, развивать инновации, то есть то, что должно наполнять бюджет. Поэтому при отсутствии роста производства правительство сдерживало стоимость рубля, не давало ему упасть. Хотя профессор Я. Миркин (посмотрите его работы на сайте www.mirkin.ru, очень интересно) в феврале 2014 года обратил внимание экономистов и специалистов на тот факт, что в период с 2000 по 2013 год цены и издержки в России упали в 3,7 раза. Чтобы экспортёр получил столько же рублей из долларовой выручки, что и в 2000 году, курс рубля должен упасть в 3,7 раза. Если бы не происходивший в этот период времени рост стоимости нефти и газа, доллар сегодня стоил бы 100 рублей. Это вот так мы заплатили за увлечение развитием экспорта сырья, и, в частности, нефти и газа.

Конечно, для правительства России это не открытие. Центральный банк ещё ранее пытался снижать ставку рефинансирования, чтобы банки также снижали проценты по кредитам для реальной экономики. Не тут-то было! Хотя большая часть денег в России находится в подконтрольных правительству банках, банкиры повели себя как владельцы автозаправочных станций. Когда цена на нефть росла, росла цена на бензин. Когда цена нефти стала падать, цены на бензин продолжали расти. Так и наши олигархи-банкиры. Даже при невероятно низкой для современной России ставке рефинансирования ЦБ в 4,5 % банки продолжали повышать проценты по кредитам для предприятий.

«Если бы не происходивший в этот период времени рост стоимости нефти и газа, доллар сегодня стоил бы 100 рублей»    
 
 

Некоторым, крепким предприятиям ещё удаётся брать кредиты под 12 % годовых, но большинство получает их в банках под 20-22 %. Невероятно! ЦБ приходилось продавать всё больше и больше валюты, чтобы удержать рубль от падения. Это не объяснить экономикой. Это вот как раз следствие ленинско-сталинско-брежневских эпох. Некоторые изголодались по богатству. Вместо рынка у нас всё ещё идёт «хищническое накопление капитала» по Марксу. Но это то, что есть и, что враз не изменить. Поэтому ещё в прошлом году новый председатель ЦБ Эльвира Набиулина объявила о том, в России будет плавающий курс рубля. То есть Центробанк больше не будет искусственно сдерживать падение стоимости рубля. Заметьте, это было ещё до начала противостояния Европы и США с Россией.

То есть была реальная проблема с курсом рубля, и мы её понимали. И тут начинается борьба за права ЛГБТ сообщества. Россию начинают подвергать санкциям. Мы лишаемся части доходов от зимней Олимпиады. Отток капиталов увеличивается. Затем Майдан в Киеве, Крым и Донбасс. Неоконсерваторы США резвятся – появился шанс прихлопнуть эту непонятную и непредсказуемую Россию, развалить её на более мелкие части, создать проблемы на её границах, как советует регулярно бывший госсекретарь США Киссинджер. Это уже геополитика. Там другие стратегии и горизонты планирования. Но они сегодня сильно влияют на условия развития экономики в России.

Теперь можно поговорить о том, что ждёт рубль. Поскольку прогнозировать конкретный курс дело неблагодарное, поговорим о формирующихся тенденциях.

1. В условиях санкций резко снижаются доходы правительства России от продажи нефти и газа. Доля нефти и газа в экспорте России составляет около 70 %. Объём экспортной выручки в долларах снижается. С учётом появления больших запасов сланцевого газа в мире Европа в среднесрочной перспективе перейдёт на поставки газа из США. Появление нового источника сырья также ведёт к снижению стоимости газа и нефти. Итак, вызовом для нас является снижение как общего количества проданного сырья, так и стоимости его за одну единицу. Поскольку деньги от экспорта стране нужны, тем более что больше и торговать особо нечем, выход один – снижать стоимость рубля по отношению к доллару. Управлением стоимости рубля можно поддерживать объём рублевых доходов на прежнем уровне.

2. При курсе доллара в 50 рублей и больше предприятия лишаются возможности осуществлять модернизацию производств. Однако без этого невозможно осуществить импортозамещение, особенно в сфере производства товаров народного потребления и продуктов питания. Выход один – давать кредиты на развитие стоимостью равной ставке ЦБ плюс 2-3 %. Об этом говорили на последнем Госсовете в Москве, который был посвящён развитию экономики России в условиях санкций. Это в принципе возможно, поскольку наиболее богатые банки в России включают госучастие. Заранее известно, что ссудный процент не снизится сам по себе, на основе рыночных сил. Почему? Потому что у нас олигополия, нерыночная среда. Пять банков, почти все с госучастием, владеют 50 % банковских активов, 20 банков – более 80 % банковских активов. В такой олигополии рыночные силы не работают. Вместо этого нужно банкирам вывернуть руки. Удастся ли? Жадность олигархов ещё никто в России не отменил.

3. Но даже курс доллара в 50 рублей – это шок. На фоне пропагандистской и экономической войны против России шаг не самый популярный для президента. Поэтому ЦБ заявил, что при необходимости будет всё-таки осуществлять продажи долларов на бирже для снижения спроса на них для удержания курса. Банковские аналитики верят, что курс доллара до конца года не станет выше 38 рублей. Это политическое решение, поскольку мы ждём позитива в российско-украинских отношениях. Если нет, то 10-процентный ежегодный рост курса доллара нам обеспечен.

4. Кому от этого станет хорошо? Понятно, что тем, кто экспортирует продукцию. И вот здесь мы в Амурской области опять будем себя чувствовать лучше многих регионов. По данным статистики, мы продолжаем продавать в Китай сою, электричество. Продаем на экспорт древесину, золото, железную и титансодержащую руду. Работникам таких компаний – зарплата, остальным – налоги в бюджет. От них содержание бюджетной сферы, социальных учреждений. Неплохо также занявшим в рублях. Как я говорил ранее, лишь некоторые крупные наши товаропоставщики и товаропроизводители пользуются льготными кредитами. Инфляционный рост на их продукцию принесёт им в этом году дополнительные доходы. Конечно, если их займы получены по фиксированной ставке процента. Хорошо ещё тем, кто ввозит капитал. Например, тем банкам, которые получают кредиты в Китае.

5. Кому плохо? Всем нам. В экономике, где ряд секторов на 50-80 % зависит от импорта, цены производны от курса рубля к доллару. Санкции ударили по поставщикам импортных товаров и продуктов. И при любом курсе санкционных товаров просто не будет. Говорят, в Домодедове и Шереметьеве висят таблички, напоминающие, что ввоз попавших под санкции продуктов питания запрещён! Плохо будет и тем, кто ездит отдыхать за границу. Амурчане привыкли проводить каникулы в Азии. Так вот и там мы станем беднее.

6. Что может быть ещё хуже? Контроль за нашими счетами за границей, ограничение на снятие валюты со счёта. Введение правила 100-процентной продажи валюты, как это было в 90-х. Ну, и всякого другого нехорошего, на что стали особенно способны наши депутаты в последнее время. Пределов их фантазий нам не угадать.

Как всегда, выход есть. Но он требует честного и непредвзятого отношения к предпринимательству. Только представьте себе, при большой доле в экспорте сырья в бюджет страны в 2013 году поступило доходов от этой деятельности 27,5 %, а поступления от всех работающих в стране в виде налога НДФЛ поступило 28,8 %. Очевидно, что не всё население страны работает в нефтегазовом секторе. Половина работает на мелкого и среднего частника. Так разве это не основание относиться к предпринимательству как к Газпрому и Роснефти? Поэтому льготы и низкие процентные ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса способны дать развитие экономике и сдержать инфляцию.

Кроме того, все жалуются на налоги. Введение налога с продаж вроде отменили, но разрешили региональным властям поупражняться с коэффициентами для расчёта единого налога на вменённый доход. Однажды это привело к протестам предпринимателей в Хабаровске. Нужно также сократить число проверяющих малый и средний бизнес. Потребитель сам разберётся в том, кто предлагает качество, а кто его обманывает.

Так что не жили хорошо и привыкать не нужно.

Андрей КОНЮШОК

 

Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2014/09/22/