На прошлой неделе одно из российских сетевых изданий вновь оживило тему массовой замены глав проблемных регионов. Приамурье тоже попало в список этих субъектов РФ – ему в качестве нового губернатора «сватают» Константина Басюка, представителя компании «Альянс». Статья о скорой ротации губернаторов в 20 российских регионах, опубликованная уральским информационным агентством URA.RU – далеко не первое подобное пророчество, написанное по мотивам разговоров в кулуарах. Поэтому относится к изложенным в ней предположениям как к фактам, конечно, нельзя.
В то же время дыма без огня, как известно, не бывает. Во-первых, эта публикация говорит о том, что экспертный и политический бомонд страны все еще считает Николая Колесова «хромой уткой», то есть губернатором, которого рано или поздно обязательно снимут. Во-вторых, она свидетельствует о продолжении кремлевского «кастинга» на роль главы Приамурья, или, если хотите, торга за данную должность между заинтересованными группами.
Напомню, за последние полгода различные СМИ называли несколько кандидатур будущих губернаторов нашей области: вице-председателя Совета Федерации Светлану Орлову, мэра Хабаровска Александра Соколова, совладельца группы компаний «Петропавловск» Павла Масловского, депутата Госдумы от Приморья Василия Усольцева, бывшего губернатора Корякского автономного округа Олега Кожемяко. Теперь этот список пополнил Константин Басюк, руководитель предприятия «Альянс-Пром», «дочки» ОАО «Группа Альянс», которому принадлежит одноименная нефтяная компания.
На очередного кандидата можно было бы не обращать особого внимания, если бы его фамилия не звучала и в амурских политических кругах. Отдельные местные эксперты на условиях анонимности подтверждают наличие у г-на Басюка определенных карьерных амбиций, обусловленных расширением влияния «Альянса».
Данная компания в течение последних двух лет стремительно увеличивает свое присутствие на Дальнем Востоке, причем не только в профильной нефтяной сфере, но и в таких отраслях, как авиационный транспорт и золотодобыча. Помимо Хабаровского нефтеперерабатывающего завода и сбытовых предприятий в регионах округа, она полностью или частично контролирует аэропорт Хабаровска, ОАО «Владивосток Авиа» и артель старателей «Амур» (одно из крупнейших золотодобывающих предприятий соседнего края).
Приобретение этих непрофильных активов напрямую связано с деятельностью г-на Басюка, курировавшего дальневосточную экспансию компании. Он продемонстрировал замечательное умение договариваться с региональными властями – в том числе, с хабаровским губернатором Виктором Ишаевым.
Зачем «Альянсу» нужен «Альянс-Пром»? Дело в том, что нефтяной сегмент этой корпорации в нынешнем году слился с компанией West Siberian Resources (WSR). Фирма шведская (по месту регистрации), но занимается нефтедобычей в России и Казахстане под руководством бывшего начальника финансового департамента «Газпромэнерго» Максима Барского. У WSR есть нефтяные вышки, у «Альянса» – НПЗ, нефтебазы и заправки. Гармоничный союз. А для реализации непрофильных и рискованных проектов группы, нуждающихся в мощной административной поддержке, служит «Альянс-Пром», который с 2004 г. возглавляет г-н Басюк.
Более подходящую фигуру для лоббирования интересов компании в государственных структурах трудно представить. Отец Константина Владимировича руководил УКГБ по Чечено-Ингушской АССР, сам он окончил Высшую школу КГБ СССР, да и в «Альянсе» первоначально отвечал именно за безопасность. С точки зрения питерской политической элиты, наполовину состоящей из «людей в штатском», силовик от крупного бизнеса может быть подходящим кандидатом в губернаторы.
Кто же способен подсказать главе государства назначить его председателем амурского правительства? Кроме поддержки спецслужб, у г-на Басюка есть серьезные связи в Госдуме. К тому же, старший брат президента «Группы Альянс» Мусы Бажаева, руководитель Ассоциации чеченских общественных и культурных объединений Мавлит Бажаев в 2006-2008 гг. был членом Общественной палаты России. Из тех, кого лично назначал Владимир Путин.
Почему Амурская область попала в сферу интересов «Альянса»? Причина, конечно, не только в том, что на ее территории находится одно из сбытовых предприятий компании – «Амурнефтепродукт». Речь, скорее всего, будет идти как раз о непрофильных проектах. Во-первых, в Благовещенске создается новый аэропортовый комплекс, под который привлекаются федеральные инвестиции и который сулит неплохие прибыли в будущем. Во-вторых, Приамурье очень богато различными минеральными ресурсами (в том числе золотом), а горнодобывающая деятельность постепенно становится одним из основных приоритетов компании. И, наконец, в-третьих, аэропорты, как и рудники, являются весьма крупными потребителями топлива. Контроль над Приамурьем позволит «Альянсу» обрести гарантированный рынок сбыта нефтепродуктов.
В случае если прогнозы уральских журналистов сбудутся, и вместо г-на Колесова в Благовещенск командируют г-на Басюка, методы управления областью вряд ли значительно изменятся. Просто вместо управленцев из Татарстана приедут антикризисные менеджеры из «Альянса».
А вот очередной передел собственности вполне возможен.
Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2008/09/30/