Улак – Эльга: угольные козыри «Мечела»

В Зейском районе Амурской области 22 июня состоялось торжественное открытие начала строительства железнодорожной ветки, которая соединит БАМ и Эльгинское угольное месторождение. Компания «Мечел» приступила к созданию своей «топливной империи» и, судя по всему, не без поддержки государства.

В торжественной церемонии по случаю открытия стройки, помимо гендиректора «Мечела» Игоря Зюзина, приняли участие президент Республики Саха-Якутия Вячеслав Штыров и исполняющий обязанности губернатора Амурской области Виктор Марценко. Для этих двух дальневосточных регионов проект «Улак – Эльга» имеет немалое значение, выражающееся как в финансовых потоках, так и в новых рабочих местах (в одной только Амурской области на прокладке дороге будет задействовано от 5 до 12 тысяч человек). Начатое еще в 2001 году строительство в течение семи лет было заморожено, и вот теперь нашелся крупный и перспективный инвестор.

Не то что бы государство за руку привело «Мечел» на Дальний Восток, но его поддержка была весьма ощутима. Особенно осенью прошлого года, когда компания выиграла аукцион на активы «Якутугля» и «Эльгаугля», отодвинув от них такого гранда мировой черной металлургии, как Arcelor Mittal. Несмотря на то, что в тот момент доходы этой сталелитейной корпорации превышали доходы уральской компании примерно в восемь раз, Игорь Зюзин оказался победителем, – дочку АМ просто не допустили к торгам. Тогда он обрел контроль над 70% акций «Эльгаугля», а в текущем году увеличил свой пакет до 100%

Рост влияния руководителя «Мечела» выражается еще и в том, что 19 июня премьер-министр России Владимир Путин включил его в состав обновленного правительственного совета по конкурентоспособности и предпринимательству. Ему выдали своего рода пропуск в клуб привилегированных олигархов. Отечественную металлургию в нем, кроме г-на Зюзина, представляют Олег Дерипаска, Владимир Потанин и Алексей Мордашов.

«Мечел» вынашивает очень амбициозные планы, предполагающие создание на базе «Южного Кузбасса», «Якутугля» и «Эльгаугля» мощной современной угледобывающей компании мирового уровня, в рамках которой будет развиваться железорудный Коршуновский ГОК, а также будут консолидированы угольные активы корпорации. В прошлом году, после аукциона, ее менеджмент подчеркивал, что поставки твердого топлива с якутских месторождений будут ориентироваться на внутренний рынок. Но в конце 2007 – начале 2008 гг. «Якутуголь» большую часть своей продукции реализовывал в Японии, Южной Корее и Тайване.

О том, что экспортный вектор, скорее всего, не изменится, красноречиво говорит и активная деятельность, развернутая компанией г-на Зюзина в принадлежащем ей торговом порту Посьет в Приморском крае. К 2011 году его грузооборот должен вырасти с нынешних 1,5 – 2 до 7 млн. тонн. Программа модернизации, в частности, включает в себя строительство складских площадей, которые позволят разместить около 300 тыс. т угля.

«Вначале нужно построить железнодорожную ветку протяженностью более 300 км. Без нее уголь с месторождения просто-напросто не вывезешь. В этом году будет построено 120 км железнодорожного пути и автомобильная дорога»    
 
 

Азиатско-Тихоокеанский топливный рынок действительно представляется очень привлекательным. Например, сейчас тонна коксующегося угля в Японии стоит $210, а к 2010 году, по прогнозам аналитиков, его цена достигнет $230 за т. Доказанные запасы Эльгинского угольного месторождения составляют 2,2 млрд. тонн, а предполагаемые – 30-40 млрд. тонн. Это значит, через два года, когда начнется его эксплуатация, перед «Мечелом» откроются поистине радужные финансовые перспективы. Добывая 60 млн. тонн угля в год, как планирует компания, она сможет зарабатывать до $13,8 млрд.

Впрочем, для того, чтобы достичь таких результатов, вначале нужно построить железнодорожную ветку от Улака до Эльги протяженностью более 300 км. Без нее уголь с месторождения просто-напросто не вывезешь. Выиграв аукцион, уральская компания приняла на себя обязательства вложить около трех миллиардов долларов в развитие транспортной инфраструктуры. Так, в этом году будет построено 120 км железнодорожного пути и автомобильная дорога.

С точки зрения логистики ж/д ветка «Улак – Эльга» имеет исключительно индустриальное значение. Ее цель – обеспечение транспортной доступности угольного месторождения, и, по сути, она представляет собой тупик. Теоретически возможно продлить данную дорогу в направлении Аяна и Охотска, создав железнодорожный коридор, идущий вдоль побережья Охотского моря. Но, во-первых, это проект очень отдаленного будущего, а во-вторых, пока он выглядит не слишком целесообразным на фоне планов ОАО «РЖД» по строительству стратегической магистрали Томмот – Якутск – Магадан.

В то же время освоение Эльгинского каменноугольного месторождения гармонично вписывается в общую картину развития промышленности российского Дальнего Востока, одной из опор которого станет черная металлургия. В южной части региона компания «Ариком» ввела в эксплуатацию горно-обогатительную фабрику на Куранахском титаномагнетитовом месторождении и полным ходом ведет подготовку к разработке Гаринского, Кимканского и Сутарского железорудных месторождений. В Саха-Якутии «АЛРОСА» начала освоение четырех железорудных месторождений.

Рано или поздно в непосредственной близости к Эльге развернется производство чугуна и стали, а местным литейным предприятиям понадобится коксующийся уголь. Таким образом, емкость дальневосточного рынка твердого топлива возрастет, а значит, Игорь Зюзин получит возможность разыграть свою козырную карту не только за рубежом, но и в России.

Илья МАКСИМОВ

 

Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2008/07/04/