Никто не хотел побеждать

Довольно необычную предвыборную кампанию ведут нынче три оппозиционные партии. Нет, на первый взгляд, всё, вроде бы, традиционно. Привычный джентльменский набор присутствует. Листовки, газеты, телевизионные ролики, пронзительные и жалостливые взгляды с уличных баннеров, жалобы в избирком, в общем, всё как всегда. Вот только это, так сказать, дежурные атрибуты любых предвыборных кампаний. Тем не менее, устойчивое впечатление, что выборов как таковых и не видно.

 
     
 

Если попытаться взглянуть за кулисы нынешней кампании, то складывается ощущение, что кроме действующего губернатора желающих победить, больше нет. Если только человек и гражданин Иван Абрамов. Не член ЛДПР, а именно человек, страстно мечтающий о власти. В общем, один согласен на победу, другие ничего не имеют против поражения. Кандидаты будто следуют олимпийскому принципу «главное не победа, а участие». Попробую объяснить свою точку зрения.

Во-первых, ничто не мешало главным оппозиционным партиям ЛДПР и КПРФ выставить единого кандидата. Возможно, беспартийного. Это стало бы логичным продолжением альянса в законодательном собрании. А если принять во внимание их всё-таки различного избирателя, то количество полученных голосов возросло бы процентов на 70. 30 % вычтем, делая скидку на личное неприятие единого кандидата и прочие факторы. Почему они на это не пошли? Персональные амбиции Ивана Абрамова и Романа Кобызова? Возможно, но только отчасти. Наверное, просто подобное развитие событий предвыборный сценарий не допускал. А с главным сценаристом ни ругаться, ни ссориться не с руки. Во-вторых, ни одна из трёх оппозиционных партий не решилась выставить на выборах действительно популярного, узнаваемого и уважаемого персонажа. Была ли такая возможность? Конечно, была. В недрах всех трёх партий или вне их такие люди, безусловно, есть. Но мы видим, что в выборах принимают участие молодые политики, на троих не имеющих ни одной индивидуальной (не по партийным спискам) победы на выборах различного уровня. Вряд ли их фамилии и трудовые достижения знакомы даже большинству жителей крупных городов области, не говоря об избирателях из амурской глубинки.

«Во-вторых, ни одна из трёх оппозиционных партий не решилась выставить на выборах действительно популярного, узнаваемого и уважаемого персонажа. Была ли такая возможность? Конечно, была. В недрах всех трёх партий или вне их такие люди, безусловно, есть»    
 
 

. В чём ещё одна странность предвыборных кампаний оппозиционных сил? Стремясь к победе, даже в этих условиях, с учётом малоузнаваемости кандидатов, ставку можно было сделать не на незнакомые большинству лица и фамилии, а на их партийную принадлежность, в надежде на протестное голосование 14 октября. Протестное голосование, конечно, будет, но далеко не таким, каким могло бы быть. В политике, как и в жизни, лучше оставаться таинственным незнакомцем, представляющим серьёзную партию, и тем самым казаться серьёзным (тот же Иван Абрамов это знает как никто другой), чем незнакомцем, оставившим неприятное впечатление, и представляющим как раз серьёзную партию. Впрочем, возможно, всё дело в тех самых личных амбициях и тщеславии. Так что, учитывая уровень известности всех кандидатов, в предстоящее воскресенье на арене сойдутся КПРФ, ЛДПР, СР и Олег Кожемяко. Ну а Роман Кобызов, Иван Абрамов, Дмитрий Жаровский и «Единая Россия» смогут пока отдохнуть.

Можно нынешнюю расстановку охарактеризовать и по-другому: в преддверии 14 октября имеем дело со своеобразной почти внутрикорпоративной постановкой. Кандидаты от «Единой России» в красном (КПРФ), «Единой России» в жёлто-синем (ЛДПР) и «Единой России» в жёлто-красном (СР) создают видимость пелотона, стремящегося не отпустить в отрыв кандидата от «Единой России в синем». Похожая картина была и на последних выборах в Государственную Думу. С одним лишь отличием – участников постановки было больше. Практика последних лет показывает, силы, действительно имеющие независимую позицию и стремящиеся к реальным изменениям, до выборов не доходят. Ну, а если в дело неожиданно вступает форс-мажор, то на этот случай, как показали последние события, есть «брянский» сценарий губернаторских выборов.

Кстати, опрос, проведённый на сайте «Амур.инфо», наглядно продемонстрировал, что в преддверии выборов большая часть избирателей не сомневается – исход борьбы предрешён, и без их участия. Позиция справедливая. По сути, она означает, что для многих амурчан выборы являются безальтернативными.

«Кстати, опрос, проведённый на сайте «Амур.инфо», наглядно продемонстрировал, что в преддверии выборов большая часть избирателей не сомневается – исход борьбы предрешён, и без их участия. Позиция справедливая. По сути, она означает, что для многих амурчан выборы являются безальтернативными»    
 
 

. И дело здесь не в административном ресурсе. Он, конечно, есть, как у любого действующего мэра, губернатора, президента, хотя в нашем случае он незначителен (больше и не требуется). А в том, что у действующего губернатора нет реальных оппонентов. И это, по всей видимости, устраивает всех. Кроме многих избирателей, разумеется. Кстати, заявления о предрешённости выборов звучат и от самих оппозиционных кандидатов. И это весьма необычно. Перед ними, в отличие от других, как раз все избирательные преграды послушно расступились. Агитируй – не хочу! Но это, скорее, от недостатка политического опыта и из практики жизнедеятельности унтер-офицерской вдовы.

Ну а что же действующий губернатор? Судя по всему, Олег Кожемяко до последнего лелеял мечту о федеральной карьере и ожидал вызов из Москвы. Негромкие разговоры об этом шли давно. К тому же федеральный центр подчас давал лестные оценки результатам его работы. Но, судя по всему, не дождался. Видимо, не судьба ему ежедневно ходить по красным кремлёвским или правительственным ковровым дорожкам. Нынешнему губернатору сейчас 50 лет, самый политически репродуктивный возраст. Если покорять федеральные вершины, то это нужно делать в данный момент. Через пять лет он, скорее всего, уже перейдет из категории «опытные и перспективные для Федерации политики» в категорию просто «опытные региональные», для которых хозяйский путь в просторные московские кабинеты заказан. Скорее всего, амурский губернатор понял и принял такой расклад. О том, что в ближайшие пару лет после предполагаемой победы на областных выборах 14 октября последует приглашение занять то же министерское кресло, можно уже забыть. Так что, хотел Олег Кожемяко этого или нет, именно Амурская область станет главным проектом его карьеры. Если победит, разумеется, в ближайшее воскресенье.

Вячеслав КОВАЛЕВСКИЙ

 

Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2012/10/09/