Амур.инфо продолжает вспоминать прошедшее десятилетие. Обозреватель Илья Ронин вслед за политическими анализирует экономические итоги нулевых лет для Амурской области.
После лихих 1990-х в начале XXI века в России началась полоса стабилизации и обогащения. Причина того, что нулевые прозвали «жирными», проста – в мире выросли цены на нефть (пик их роста пришелся на 2008 год). Российская экономика в минувшее десятилетие критически зависела от экспорта, а его львиную долю составляли нефть и газ. Все эти годы наше государство вело себя, как человек, страдающий ожирением – на словах постоянно твердило о переходе на здоровую пищу (инновационную экономику), но на деле продолжало есть пончики и чипсы (проедать сырье).
В Амурской области реализовывался тот же сценарий энерго-сырьевого развития, что и в России в целом. Однако, как ни странно, с точки зрения макроэкономических показателей Приамурье даже обогнало страну. Посудите сами, правительству Владимира Путина так и не удалось добиться удвоения ВВП к 2010 году, о котором он заявлял накануне своих вторых президентских выборов. А амурский валовой региональный продукт с 2000 по 2009 годы вырос почти в шесть раз – с 26 до 150 миллиардов рублей.
ВРП Амурской области в нулевые рос постоянно в среднем на 3–4 % в год, кроме откровенно провального 2002 года. Увеличивались производственные показатели и в промышленности, и в сельском хозяйстве, за исключением слабых 2003 и 2005 годов. Даже глобальный экономический кризис на промышленности Приамурья отразился не слишком сильно – в 2008–2009 годах промпроизводство в области выросло более чем на 11 % и 9 % соответственно. В основном за счет горно-добывающей отрасли. Правда, позапрошлый, кризисный год оказался весьма тяжелым для розничной торговли и общественного питания – эти сектора ушли в минус.
Как и во всей стране, галопирующую инфляцию начала нулевых (к примеру, в 2003 году она зашкаливала за 15 %) к 2010 году удалось загнать в рамки 10 %. Но во время кризиса, в 2008 году, снова случился рецидив, когда инфляция достигла 14 %. Причем наибольшее недовольство населения вызывал рост тарифов на электроэнергию и услуги ЖКХ – в середине прошлого десятилетия он даже приводил к посленовогодним митингам протеста.
Торговые связи с Китаем, налаженные еще в 90-е годы, последовательно укреплялись. Однако в области сложилась не лучшая структура импортно-экспортных отношений. Во-первых, финансовые объемы импорта примерно в два раза превышали экспротные и росли намного быстрее. А во-вторых, Приамурье экспортировало главным образом лес и металлолом. Иными словами, оно мало что производило, но многое закупало.
Несмотря на то, что инвестиционный климат в области был не слишком привлекательным, инвестиции в основной капитал росли год от года (за исключением 2005-го). В последние три года они ежегодно увеличивались более чем на четверть. А иностранные инвестиции с $16 миллионов в 2003 году выросли до $212 миллионов в 2009 году.
К сожалению, Амурская область за десять лет так и не избавилась от дотационности своего бюджета, хотя определенный прогресс в этой сфере наметился. Если в 2003 году Москва дотировала целых 60 % областного бюджета, то уже в 2006 году этот показатель составлял менее 40 %. В прошедшем 2010 году федеральные дотации снизились до 23 %. Впрочем, в силу специфики налоговой системы РФ, все регионы Дальневосточного и Сибирского федеральных округов являются дотационными.
Рассуждая о макроэкономических показателях, нельзя забывать об уровне и качестве жизни людей. Ведь экономика имеет смысл лишь постольку, поскольку она удовлетворяет нуждам населения. Как жили в нулевые обычные амурчане, каково было их благосостояние?
Рост доходов на душу населения в области выглядел совсем не таким впечатляющим, как увеличение ВРП или бюджета. С 2003 по 2009 годы они приросли только в три с лишним раза. Однако рост доходов и зарплат с трудом поспевал за темпами инфляции, кроме 2007 года, когда реальные доходы выросли почти на 20 %.
Кризис достаточно ощутимо подрезал благосостояние амурчан. Так, в 2009 году средняя зарплата в области достигла 19 тысяч рублей, а доходы – 12 700. Затем ее рост несколько замедлился. В 2010 году она, правда, все-таки преодолела планку 20 тысяч, но в 2009 году она снижалась, а в прошлом году выросла незначительно.
Интересная ситуация сложилась в Приамурье в сфере занятости. На протяжении практически всего десятилетия количество работающих жителей менялось очень незначительно и составляло около 420–430 тысяч человек. Главный вывод, который можно сделать из этого, заключается в том, что емкость рынка труда в области ограничена этим уровнем. Новых крупных предприятий-работодателей на территории региона почти не появилось. При этом в Приамурье значительно увеличилась численность иностранной рабочей силы – в сельском хозяйстве, деревообработке, строительстве, торговли.
Безработица в Амурской области постепенно снижалась все эти годы, за исключением 2004 года. А вот в кризисный 2009 год она подскочила почти вдвое – вместо 22 тысяч безработными оказались 40 тысяч амурчан. Но в прошлом году этот показатель снова пошел на спад и в первом полугодии достиг 33 тысяч человек. Причем большая часть безработицы имеет скрытый характер. Простой пример: в 2008 году в области жило 557 тысяч трудоспособных граждан; занято было не более 430 тысяч; значит, вне экономики находилось свыше ста тысяч работоспособных жителей.
Увы, нельзя сказать, что качество жизни амурчан выросло за нулевые годы. Средняя продолжительность жизни снижалась до минимума, равного 60 лет, и начала расти только с 2006 года. К концу десятилетия она едва-едва дотянулась до 63–64 лет, но так и не восстановилась до уровня 1990 года, когда амурчанин жил в среднем 67 лет.
Рождаемость за десять лет удалось слегка увеличить с 10 до 13 человек на тысячу, а смертность – незначительно уменьшить с 14 до 13 на тысячу. Но главным бичом области по-прежнему остается миграционный отток населения. Численность населения с 923 тысяч в 2000 году к 2010 году упала до 860 тысяч человек – более чем на 60 тысяч. Важно также отметить неуклонное снижение количества трудоспособных амурчан, которого мы не замечаем только из-за отсутствия рабочих мест.
К сожалению, социально-экономические реалии Приамурья все еще не привлекают мигрантов из других регионов России и из-за рубежа на постоянное место жительство. Люди продолжают покидать область из года в год.
К концу ХХ века в области оставалось очень мало крупных промышленных предприятий – по сути, ее экономика держалась на объектах транспортной (ЖД) и энергетической («Амурэнерго») инфраструктуры. Прибавим к этому угледобывающий Райчихинск («Дальвостуголь»), топливный сбыт («Амурнефтепродукт») и пищевую промышленность Благовещенска и Белогорска. Сельское хозяйство находилось в крайне сложных условиях.
Однако общий экономический подъем России позволил за нулевые годы создать в Амурской области ряд новых предприятий и довести до ума некоторые советские долгострои. Прежде всего, к 2010 году наконец-то была достроена федеральная трасса Чита – Хабаровск. В Благовещенске в 2007 году удалось открыть общественно-культурный центр, недостроенное здание которого много лет нависало над городом маргинальной «Бастилией». А в конце минувшего года в областном центре был достроен новый, более современный терминал аэропорта.
Но главным экономическим достижением десятилетия можно назвать ввод в эксплуатацию Бурейской ГЭС, которая сделала Приамурье энергоизбыточным регионом и позволяет строить в нем новые промышленные объекты.
После краха компании ЮКОС в 2003 году силами госкорпораций «Транснефть» и «Роснефть» был успешно реализован задуманный М. Ходорковским проект строительства нефтепровода до китайского Дацина. Система «Восточная Сибирь – Тихий океан» стала одним из ключевых инфраструктурных объектов области. В Сковородино был создан нефтеналивной терминал, а в конце 2010 года трубопровод, проложенный по дну Амура, соединил его с КНР.
Более чем активно развивалась в Приамурье золотодобыча. В 2001 году была запущена новая фабрика на Покровском золотом руднике, в 2007 году заработали фабрики на месторождениях Одолго и Пионер, в 2010 году – на руднике Маломыр. Эти предприятия позволили их владельцу (группе компаний «Петропавловск», изначально созданной на базе Покровского рудника) войти в тройку лидеров российской золотодобычи. Кроме того, в 2008 году канадские инвесторы достроили Березитовый рудник, который сейчас принадлежит компании «Северсталь».
Помимо добычи золота, ГК «Петропавловск» реализовала проект освоения Куранахского титаномагнетитового месторождения на севере области, построив на его основе Олекминский горнообогатительный комбинат. На нем выпускается сырье для производства железа и титана.
В рамках приоритетного национального проекта «Сельское хозяйство» в области в 2006–2007 годах были построены три мегафермы на 1 200 голов крупного рогатого скота каждая: в Тамбовском (компания «АНК»), Ивановском (колхоз «Луч») и Бурейском районах (сельхозкооператив «Алексеевский»). Также в Приамурье создавались лесоперерабатывающие предприятия, однако этот бизнес в основном остается достаточно теневым.
К сожалению, нулевые годы не обошлись и без громких банкротств, главными из которых стали дефолты Благовещенского спиртзавода и ООО «Россия». Последнее предприятие, занимавшееся торговлей и строительством, после экономического кризиса 2008–2009 годах оставило без денег и жилья своих клиентов-дольщиков, вызвав волну социальных протестов в областном центре. Сложная ситуация складывалась и на золотодобывающем прииске Дамбуки, где из-за невыплаты зарплаты неоднократно бастовали рабочие.
Подводя итоги ушедшего десятилетия, приходится констатировать, что наша страна вообще и Амурская область как ее часть не смогли полноценно использовать нечаянно нагрянувшее богатство высоких нефтяных цен. Обрабатывающие производства в структуре амурского ВРП по-прежнему не превышают 5%.
Планы по созданию особых экономических зон и логистического терминала в Благовещенске так и не были реализованы. Моста через Амур, о котором последовательно мечтали почти все губернаторы, до сих пор не появилось. Формирование в регионе промышленных предприятий, выпускающих конкурентоспособную технологичную продукцию, из года в год откладывается на неопределенный срок.
В то же время, избрав энерго-сырьевой экспортноориентированный сценарий экономического развития, власти Приамурья за десять лет не сумели создать в регионе привлекательных социальных условий. В общероссийских рейтингах уровня жизни он пока занимает далеко не первые строчки. Не видя в ней «центра притяжения» (высоких окладов, новых рабочих мест, интересных перспектив, качественного образования и здравоохранения), в нулевые годы население постепенно покидало Амурскую область.
По материалам правительства Амурской области, Росстата, министерства экономического развития РФ, издания «Капитал страны», ИА «Амур.инфо», газеты «Амурская правда»
Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2011/01/19/