Развитие в ручном режиме

Визит Путина придал мощный импульс экономике Амурской области, однако в будущем ей предстоит опираться на новые институты – ОЭЗ и Корпорацию развития.

Несмотря на то, что дальневосточный тур Владимира Путина выглядел как предвыборный пиар чистой воды (уже в 2011 году мы будем выбирать депутатов Госдумы), Амурской области автопробег премьера явно пошел на пользу. На фоне ярко-желтой рекламы «АвтоВАЗа» не все заметили, что он в ручном режиме решил одну из важнейших проблем развития промышленности региона.

Не секрет, что «РусГидро» воздерживалось от начала строительства Нижнебурейской ГЭС из-за неуверенности в гарантированном сбыте электроэнергии. Китай покупает ее у России, но не дает никаких обещаний, что будет делать это в долгосрочной перспективе. Отечественные предприятия тоже не спешили заключать с энергетиками жестких договоров, особенно после того, как на планете разразился финансовый кризис.

И вот, в обычной уже для нашей страны манере Путин взял за руки энергетиков и руководителей заинтересованных структур (поскольку китайцев он не в силах за что-либо взять), усадил их за стол переговоров, и они подписали соглашения о сотрудничестве. По сути, будущие покупатели гарантировали «РусГидро», что будут покупать у него электроэнергию, а значит, область получит как минимум еще одну ГЭС.

Конечно, можно возмущаться по поводу того, что для решения любой проблемы (от ликвидации последствий пожаров до тоски Шевчука по беседам с властями) в России приходится вмешиваться лично Путину или Медведеву. На самом деле авторитарным лидерам нравится осознание того, что без них некому гвоздь забить, и не дай Бог это сделает кто-то другой (поэтому никто ничего и не делает).

«Премьер-министр, будучи проездом в Приамурье, окончательно оформил контуры развития региональной экономики на ближайшие две пятилетки»    
 
 

Но в контексте этой статьи мне интересно другое. Премьер-министр, будучи проездом в Приамурье, окончательно оформил контуры развития региональной экономики на ближайшие две пятилетки. В центре ее опорного каркаса, как и прежде, будет энергетика, а основными элементами станут те предприятия, которые подписали соглашения с «РусГидро». Во-первых, это железнодорожно-угольный Эльгинский проект компании «Мечел». Во-вторых, грандиозный металлургический кластер группы компаний «Петропавловск». В-третьих, космодром Восточный и, в-четвертых, нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Именно эти проекты определят промышленное развитие Амурской области и ее имидж в стране в течение следующих 5-10 лет. Я сознательно не включаю в их перечень другие предприятия, которые, возможно, будут работать на территории региона (будь то цементные заводы или лесоперерабатывающие комбинаты). Опыт новейшей истории России учит тому, что приоритетными становятся только те проекты, что получили «благословение» высших федеральных властей.

«Заслугой региональной власти является способность создать условия для позитивных визитов первых лиц государства»    
 
 

Заслугой региональной власти в данном случае является способность создать условия для позитивных визитов первых лиц государства. Губернатор Олег Кожемяко продемонстрировал достаточно высокие навыки аппаратной работы, благодаря которым в этом году в Приамурье побывали президент и премьер-министр РФ. Область попала в сферу постоянного внимания Кремля, что в какой-то мере дает залог ее устойчивого развития.

Не перестает удивлять только одно – прогресс экономики в Амурской области традиционно идет в пресловутом ручном режиме. Институты развития, общепринятые в других регионах, у нас не создаются и не функционируют. В частности, ни одному губернатору так и не удалось пролоббировать формирование в Приамурье особой экономической зоны (ОЭЗ), хотя она могла бы дать работающим на ее территории предприятиям налоговые льготы.

То же самое можно сказать о такой широко известной структуре, как корпорация развития региона. Подобные акционерные общества существуют в Республике Саха-Якутия, Красноярском крае, Забайкалье и других субъектах Федерации – в их состав входят местные правительства, «РусГидро», металлургические компании. Сейчас можно сказать, что корпорация развития Амурской области стихийно сложилась де-факто на базе соглашений предприятий с энергетиками. Но де-юре она не оформлена, а значит, своего рода единого штаба по координации различных проектов не существует.

Илья РОНИН

 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2010/09/14/