Когда в прошлом году федеральными властями был принят закон, позволяющий губернаторам отстранять от работы глав муниципалитетов, сразу стало ясно, что Олег Кожемяко воспользуется этой правовой нормой для смены мэра Благовещенска. Несмотря на показную поддержку, которую областное правительство оказало Александру Мигуле на выборах–2009, скрытый конфликт между губернатором и градоначальником назрел давно. И дело здесь не в формальных причинах, будь то казус Галины Сыщук или злополучная набережная Амура, а в том, что на данный момент Мигуля – единственный конкурентоспособный политик Приамурья. Местный, доморощенный, действующий политик.
Итак, в области вновь сложилась хорошо знакомая нам ситуация, когда губернатор и мэр Благовещенска вступают в открытое противостояние. Леонид Коротков и Александр Колядин провели в состоянии войны несколько лет, прежде чем заинтересованным людям удалось сместить предыдущего градоначальника и заменить его на нового – Александра Мигулю.
Тогда борьба шла в плоскости избирательных технологий, включая, прежде всего, пропаганду и контрпропаганду. Все решали деньги и PR. Сейчас правила игры изменились – подковерная борьба происходит внутри замкнутой касты чиновников. Финансовый вопрос, конечно, остается определяющим фактором, но в ход идут аппаратный вес, партийное крышевание, а главное – широко используются правоохранительные органы и судебные процедуры.
Олег Кожемяко отстранил мэра по закону. Мэр намерен отстаивать свою правоту в суде. Первый из вопросов, требующих ответа: кто из них одержит победу в этом «боксерском поединке»? Чтобы оценить их шансы на успех, давайте «взвесим» соперников.
В «красных трусах» выступает супертяжеловес – нынешний амурский губернатор. На его стороне не только законодательство, которое дает ему возможность отстранить мэра, но и поддержка федерального центра – в первую очередь, Администрации Президента РФ, где он какое-то время работал. Яркой иллюстрацией немалого аппаратного веса Кожемяко можно назвать недавнее назначение на должность главного федерального инспектора по Амурской области Александра Решетникова, приглашенного Олегом Николаевичем в региональное правительство из Приморья. Кроме того, губернатор – грамотный дипломат. Ему удалось выстроить лояльные отношения с силовиками и бизнес-элитами.
В «синих трусах» на ринге – его визави, тяжеловес Александр Мигуля. Он обладает прирожденным талантом политика, благодаря которому он смог удержаться в кресле мэра областного центра даже в самые тяжелые времена. Мигулю обошла стороной жесткая антикоррупционная кампания в отношении его былого покровителя Леонида Короткова, стоившая последнему должности. Мэр благополучно «пережил» одиозный период правления Николая Колесова и его команды «чиновников-гастролеров», хотя он снимал неугодных ему глав муниципальных образований что называется «пачками» путем агрессивного психологического воздействия.
С одной стороны, Мигуля играет на своем поле, где он всех знает. Но, с другой стороны, это явно не тот случай, когда дома помогают даже стены. Большинство местных бизнесменов или бюрократов, включая представителей правоохранительной системы, безусловно, поставят на губернатора. К тому же, им хорошо известны все негативные аспекты деятельности градоначальника. В таких условиях Александру Анатольевичу больше могут помочь союзники из Москвы – например, сенатор Амир Галлямов. Член Совета Федерации не только публично выступил на стороне «уволенного» мэра Благовещенска, но и напомнил о своей судебной тяжбе с правительством области, которую он выиграл в прошлом году.
Вывод: несмотря на очевидное превосходство Олега Кожемяко, не исключено, что Мигуля докажет свою правоту в суде и восстановится в должности мэра города. Как сделала это обиженная им Галина Сыщук, директор МУП «Ритуальные услуги».
Однако здесь возникает другой вопрос: что каждая из сторон конфликта может выиграть в случае победы? Если Мигуля будет «нокаутирован», то губернатор получит возможность осенью этого года провести в городе управляемые выборы, и Благовещенск возглавит мэр из его команды. Не факт, что им станет приезжий чиновник – кандидатура вполне может найтись и в Приамурье. Главное – чтобы эта фигура не была равновеликой самому Кожемяко, а также устраивала федеральные и региональные власти. Идеальным для них новым мэром станет крепкий хозяйственник без собственных политических амбиций.
Если же Мигуля выдержит удар и останется градоначальником, то его победа будет носить лишь промежуточный характер. Он защитит свою репутацию (что, конечно, немаловажно), но руководить городом ему будет крайне сложно, а реализация любых местных проектов встретит массу препятствий. Для него лучшим вариантом стало бы мирное урегулирование ситуации с похоронным бюро и последующий переход на другую работу. Впрочем, вполне вероятен и худший вариант – возбуждение уголовного дела в отношении отстраненного мэра.
И, наконец, многие наблюдатели задают себе еще один вопрос: если Мигуля уйдет со своего поста, то кто его займет? Скорее всего, на досрочных выборах в октябре 2010 г. мы увидим немало кандидатов. Но штрихи к портрету фаворита легко подобрать уже сейчас. Во-первых, это член правящей партии «Единая Россия». Во-вторых, он обладает опытом предпринимательской деятельности или руководил коммерческой организацией. В-третьих, представляет интересы группы давления, лояльной действующему губернатору.
В заключение хотелось бы развеять иллюзии тех читателей, которые считают возможным сохранение на местах кадрового принципа: где родился – там и пригодился. Понятие «амурская политическая элита», которым бравировали некоторые псевдоинтеллектуальные журналисты-резонеры еще пару лет назад, приказало долго жить. Сомневающимся рекомендую почитать любопытное интервью замминистра природных ресурсов Приамурья Попова, посвященное поискам нефти в недрах нашего региона. Если геологи ее все-таки найдут, то, уверяю вас, даже амурскими селами приедут руководить люди, чьи фамилии вам сейчас ни о чем не говорят…
Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2010/04/28/